По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2203-01

Стратегия пространственного развития сельскохозяйственного землепользования в Нечерноземной экономической зоне России

Полунин Г.А. д-р экон. наук, заведующий отделом, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, e-mail: polunin.zem@vniiesh.ru
Алакоз В.В. заведующий сектором, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, e-mail: alakoz.zem@vniiesh.ru

В статье рассматриваются модель пространственного развития сельскохозяйственного землепользования, функции земельных ресурсов; объективные факторы, влияющие на формирование земельных отношений в регионах Нечерноземья и организацию управления земельными ресурсами. Дается краткий анализ основных явлений и процессов, происходящих в сельскохозяйственном землепользовании. Рассматриваются пути развития сельскохозяйственного землепользования как средства производства. Приводится сценарный прогноз развития сельскохозяйственного землепользования. Сформулированы цели, задачи и основные направления стратегии пространственного развития сельскохозяйственного землепользования. Показано, что программно-целевой сценарий станет приоритетным в развитии сельскохозяйственного землепользования на среднесрочную перспективу в Нечерноземье.

Литература:

1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2925 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 №207‑р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 18094/006fb940f95ef67a1a3fa7973b5a39f78dac5681/

2. Структуризация экономического пространства региона: сущность, факторы, проектирование: монография / под. общ. ред. Р.Ф. Гатауллина. — Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН, 2016. — 216 с.

3. Татаркин А.И. Формирование региональных институтов пространственного развития Российской Федерации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2012. — № 6 (24). — С. 42–59.

4. Доклад Минсельхоза России «О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в 2019 году». — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. — 514 с. — URL: www.rosinformagrotex.ru/

5. Единая межведомственная информационностатистическая система (ЕМИСС). — URL: https:// fedstat.ru/.

6. Полунин Г.А. Установление неблагоприятных территорий для производства сельскохозяйственной продукции в зависимости от пригодности земель // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2020. — № 5. — С. 114–122.

7. Полунин Г.А., Алакоз В.В., Черкашин К.И. Прогноз изменения посевных площадей для возделывания сельскохозяйственных культур в Российской Федерации на период до 2025 года // АПК: Экономика, управление. — 2020 — № 2. — С. 38–46. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=42488382.

8. Итоги Всероссийсской сельскохозяйственной переписи 2016 г. URL: https://rosstat. gov.ru/519.

9. Прогноз научно-технологичекого развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года. Утвержден приказом Минсельхоза России от 12.01.2017 № 3. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71499570/.

10. Динамика баланса гумуса на пахотных землях Российской Федерации. — М.: Госкомзем России, РосНИИземпроект, 1998.

Полунин Г.А.

Алакоз В.В.

Принятая в 2019 г. Стратегия пространственного развития РФ до 2025 года подчеркивает необходимость активизации использования фактора пространственного развития для усиления конкурентных позиций России в современной глобальной среде [1]. Это в полной мере касается и пространственного развития сельскохозяйственного землепользования.

Пространственное развитие как базовое понятие Гатауллин Р.Ф. рассматривает в форме «изменения субъективно сконструированных частей физического пространства, отражающих территориально обособленный и локализованный во времени процесс трансакций между экономическими агентами на основе реализации их экономических интересов» [2], и далее он отмечает, с чем следует согласиться, что «для развития любого пространства важнейшая роль принадлежит экономическому каркасу» [2].

Поэтому целесообразным представляется формирование современной каркасной модели планирования и организации сельскохозяйственного землепользования, т. е. связующего механизма различных элементов и территориальных систем пространственного расположения земельных участков сельскохозяйственного назначения, как это предлагается рядом ученых в сфере пространственного урбанизма [3]. Так, фундамент этого каркаса составляют организационно-экономические и правовые отношения, формирующие институциональную среду сельскохозяйственного землепользования, а сам каркас — границы использования регионального биоклиматического потенциала продуктивных земель сельскохозяйственного назначения с выделением класса по степени пригодности для выращивания сельскохозяйственных культур, в пределах которых участники экономических отношений, прежде всего землепользователи и землевладельцы, получают и распределяют экономическую выгоду. К элементам каркаса относятся, с одной стороны, ценность, пригодность, редкость, полезность, продуктивность, а с другой — расширение и сжатие (сужение), интенсификация и дезинтенсификация, оптимизация размеров земельных участков и т. д. В качестве основных экономических агентов каркасной модели следует считать землепользователя и землевладельца.

Каркасная модель организации пространственного развития сельскохозяйственного землепользования требует определения функционального назначения такого каркаса на современном этапе развития экономики и совершенствования условий его сбалансированного развития.

Земельные ресурсы выполняют три основные экономические функции в обществе: производственную, товарную и распределительную. В производстве земельные ресурсы выступают в качестве одного из основных факторов и средства производства. Товарную функцию земельные ресурсы приобретают в процессе сделок купли-продажи и аренды земельного участка, в том числе финансовой. Распределительную функцию земельные ресурсы выполняют при присвоении части или в полном объеме имущественных прав на земельный участок. К указанным функциям следует добавить охранную функцию, но уже не земельных ресурсов, а земли как природного объекта.

Многообразие функционального назначения земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения обуславливает различие в организации их использования на административных территориях Российской Федерации по причине особенностей действующих субъективных местных формальных и неформальных норм и правил. Вместе с тем имеют место и объективные факторы, действие которых в разной степени проявляется на пространстве Нечерноземья.

Земельные ресурсы ограничены в пространстве и территориально расположены в границах административных образований. Их невозможно заменить на другие ресурсы. Поэтому предложение земельных ресурсов в среднесрочной перспективе считается постоянным.

Количество земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения, расположенных в субъектах Нечерноземья, зависит от размеров регионального образования и степени их пригодности для ведения сельскохозяйственного производства. Степень пригодности таких земель медленно, но постепенно снижается.

В среднесрочной перспективе ожидается снижение плодородия почв, вовлекаемых в производство продовольствия. Данное явление наблюдается во всех странах мира, но в разной степени интенсивности. Основная причина обусловлена значительными экономическими издержками, требующимися для поддержания земельных ресурсов в надлежащем состоянии, что делает сельскохозяйственное землепользование в основном убыточным занятием. Решение указанной проблемы в определенной степени достигается за счет разработки и реализации проектов землеустройства, финансируемых как землепользователем и землевладельцем, так и государством с государственной финансовой поддержкой реализации охранных мероприятий. Но действующие неформальные правила и нормы, бытующие среди отдельных слоев общества в России, по сути, тормозят деятельность института землеустройства. Поэтому для общества и государства в целом остается важным нахождение консенсуса с землевладельцем и землепользователем по сохранению природных ресурсов, прежде всего их плодородия, пригодных для сельского хозяйства.

В связи с катастрофическим падением плодородия используемых под посевы пахотных земель в результате их повсеместного истощительного использования почвы, содержание гумуса, в которых меньше минимального, составляют уже 25 %, слабо гумусированные — 37 %, в то время как доля сильно гумусированных почв не превышает и 11 % [4]. Ежегодный вынос питательных веществ из почвы вследствие сельскохозяйственной деятельности втрое превышает их возврат с вносимыми минеральными и органическими удобрениями. Особенно велики риски, связанные с интенсивным сельскохозяйственным использованием земель степной зоны. Для сохранения и повышения плодородия почв в России требуется увеличение объемов внесения удобрений и внедрение технологий адаптивно-ландшафтного земледелия, повышение ответственности собственников и арендаторов за сохранение потенциала сельскохозяйственных земель, усиление экологического контроля и надзора в сельском хозяйстве.

Наличие различных экономических интересов у землевладельцев и землепользователей, а также гражданского общества, которое представляют федеральные, региональные и местные органы законодательной и исполнительной власти, приводит не только к конфликту интересов его участников, но и сказывается на распределении экономического результата сельскохозяйственного землепользования. Выявлено завышение действующих средних удельных значений кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения в ряде административных территорий Нечерноземья, что дает возможность земельному собственнику диктовать арендодателю условия сдачи в аренду земельного участка. Для установления фактов завышения ставки арендной платы проводилось сравнение нормы рентного дохода землевладельца на земельный капитал и нормы прибыли предпринимателя на вложенный производственный капитал в производство продукции растениеводства с рыночными значениями при альтернативном вложении капитала. В качестве альтернативного вложения капитала принималась доходность финансового капитала на рынке кредитования. При этом доходность земельного капитала не включала норму возврата капитала. Результаты расчетов свидетельствуют о несправедливом распределении экономического результата сельскохозяйственного землепользователя между землевладельцем и землепользователем (предпринимателем) в большей части субъектов, входящих в Нечерноземную экономическую зону.

Актуальным остается сегодня вопрос о выборе путей развития сельскохозяйственного землепользования в части использования земли как средства производства. Известны два подхода: расширение или сужение, интенсификация или дезинтенсифмкация сельскохозяйственного землепользования. Постановка проблемы в данной редакции остается актуальной для нашей страны, если учитывать, что в развитых капиталистических странах в качестве стратегической сегодня ставится задача сокращения в среднесрочной и долгосрочной перспективе количества земельных ресурсов, участвующих в сельскохозяйственном производстве, отдавая предпочтение интенсификации производства. Интенсификация производства отмечается в регионах Нечерноземья, благоприятных для производства сельскохозяйственной продукции, наряду с их незначительным расширением и даже сужением сельскохозяйственного землепользования на других территориях.

Что касается имущественных прав на земельные ресурсы, то большая их часть в Нечерноземье по‑прежнему остается государственной и муниципальной собственностью, что свидетельствует не только о незавершенности земельных преобразований, но и их «замораживании» в последние годы.

Оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения, организуемый субъектами Нечерноземья, развит слабо, о чем свидетельствуют общеизвестные экономические индикаторы: рентный доход, рентный мультипликатор, коэффициент капитализации, которые разняться в абсолютном выражении не только между территориальными образованиями, но и внутри них. Это также свидетельствует о затянувшемся процессе становления земельного рынка в Нечерноземье, которое требует определенной настройки или корректировки со стороны государства и регионов.

Результатом проявления отмеченных явлений и процессов стало наблюдаться превышение спроса по сравнению с предложением со стороны физических и юридических лиц на земельные ресурсы в отдельных субъектах Нечерноземья, преимущественно относящихся к территориям, благоприятным для производства сельскохозяйственной продукции.

Для установления вектора развития сельскохозяйственного землепользования определено место и спрогнозированы возможные сценарии развития сельскохозяйственного землепользования в Нечерноземье на период до 2030 г. Всего сценариев пять:

— инерционно-консервативный — продолжение сжатия освоенного пространства в большинстве регионов Нечерноземья со стабилизацией и незначительном росте посевных площадей в 6 южных и приграничных геостратегических регионах Нечерноземной экономической зоны Европейской части России;

— программно-целевой — совершенствование земельного, кадастрового и налогового законодательства, организация работы фондов перераспределения земель, проведение землеустроительных, оценочных и кадастровых работ и перехода на проектное сельскохозяйственное землепользование, а в регионах осуществляются действия по предоставлению земельных участков гражданам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности со стартовой грантовой финансовой поддержкой начала их деятельности — приобретения средств производства, строительства ферм, обзаведения скотом и т. п.;

— инновационный, субсидируемый государством сценарий поляризованного развития сельскохозяйственного землепользования, наполняющий жизнью отдельные территории сельской местности Нечерноземья (создание сельских цивилизованных центров на основе сельскохозяйственных кластеров с социальным и инженерно-дорожным обустройством и взаимодействием на кооперационной основе);

— природно-климатический сценарий, связанный с потеплением климата и расширением земледельческой территории на Север;

— глобализированный сценарий освоения всех пригодных для выращивания сельскохозяйственных культур земель под влиянием мирового голода и спроса на продовольствие голодающего населения земли.

В настоящее время часть субъектов федерации, входящие в Нечерноземье, организовывают сельскохозяйственное землепользование по первому сценарию и перспективы перехода ко второму сценарию слабо просматриваются. Сюда относятся регионы, относящиеся к Северному экономическому району, за исключением, пожалуй, Вологодской области. Остальные регионы придерживаются второго сценария развития сельскохозяйственного землепользования, но степень его реализации у всех разный. В прогнозируемый период сельскохозяйственное землепользование будет развиваться в рамках второго сценария и, по всей видимости, не перейдет к реализации третьего сценария.

Исходя из проведенной оценки земельных ресурсов как пространственного базиса для размещения сельскохозяйственного производства и сценарного прогноза развития сельскохозяйственного землепользования сформулированы цель, задачи и основные направления стратегии пространственного развития сельскохозяйственного землепользования.

Цель указанной стратегии на территории Нечерноземья заключается в создании благоприятных условий для справедливого доступа физических и юридических лиц к продуктивным земельным ресурсам из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории административных образований при сохранении плодородия продуктивных земель и соблюдении экологических требований к состоянию окружающей среды. Доступ к продуктивным земельным ресурсам рассматривается исходя из целевого назначения земельных ресурсов: как средство производства, объект собственности, товара, а также объекта природы.

Основные задачи, решаемые на уровне субъекта федерации и муниципального образования, для достижения поставленной цели:

— выявление спроса физических и юридических лиц (прежде всего физических лиц) на земельные ресурсы для производства сельскохозяйственной продукции;

— подготовка предложений по количеству и размерам земельных ресурсов, пригодных для производства сельскохозяйственной продукции, готовых для введения в экономический оборот и требующих культуротехнических и землеустроительных работ;

— организация культуротехнических и землеустроительных работ по преобразованию пригодных для сельскохозяйственного производства земельных ресурсов в земельные участки и введение их в экономический оборот;

— совершенствование механизма предоставления государственных субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на поддержку в области растениеводства, исходя из результатов их экономической деятельности за последние три года, доводя полученную прибыль предпринимателя на вложенный производственный капитал до уровня не ниже дохода от использования финансового капитала;

— введение в земельное законодательство субъектов федерации изменений и дополнений, касающихся регулирования права собственности, организации оборота и использования земельных участков в сельскохозяйственном производстве, направленных на справедливое распределение полученных экономических результатов сельскохозяйственного землепользования между участниками земельных отношений.

Приоритеты пространственного развития сельскохозяйственного землепользования

1. Расширение сельскохозяйственного землепользования за счет выделения и введения в оборот неиспользуемых особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.

Масштаб расширения или сужения, имеющихся в наличии у землепользователя земельных ресурсов, отражает экономическое состояние последнего и считается не без основания одним из индикаторов развития сельскохозяйственного производства.

С начала земельной реформы в Нечерноземье преимущественно наблюдалось сужение продуктивных сельскохозяйственных угодий. Наибольшее сужение посевных площадей в Нечерноземье произошло в период с 1990 по 2005 г. Ежегодное сокращение площади посевов сельскохозяйственных культур составляло 805,2 тыс. га в 1990–1995 гг., 933,9 тыс. га в 1995–2000 гг., и 812,2 тыс. га в 2000–2005 гг. Потери посевных площадей к 2010 г. достигли 14 796,9 тыс. га, или 51,3 % от их наличия в 1990 г., и остановилось примерно на указанном уровне за исключением Брянской, Рязанской и Тульской областей, где наметился незначительный прирост посевных площадей [5].

Территории, относящиеся к благоприятным для производства сельскохозяйственной продукции [6], а это Орловская, Тульская, Рязанская, Московская области, Чувашская Республика, Республика Мордовия, меньше всех вывели из производства пахотные земли. Указанные субъекты Нечерноземья за последние пять лет несколько увеличили приток ранее неиспользуемых земельных ресурсов для возделывания культурных растений. Например, Орловская область с 2010 г. по настоящее время дополнительно ввела 213 тыс. га земельных ресурсов в сельскохозяйственное производство, Тульская — 260, Рязанская — 203, Московская — 19, Республика Мордовия — 30 тыс. га.

Более 50 % пашни в настоящее время не используются в Архангельской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Ивановской, Костромской, Смоленской, Тверской, Ярославской областях, Пермском крае, которые по уровню пригодности земель относятся к территориям, неблагоприятным для производства продукции сельского хозяйства. В итоге 23 региона Нечерноземья имеют отрицательную тенденцию — сужение посевных площадей для производства сельскохозяйственной продукции.

Прогноз изменения посевных площадей в регионах Нечерноземья показал их незначительное расширение в размере 98 тыс. га к 2026 г. по сравнению с 2019 г., или 0,69 %. Прогноз составлялся исходя из сложившихся трендов по изменению посевных площадей с 1990 по 2015 г., на основе моделей Случайного блуждания, Theta, ETS (efz) [7] и допущения, что сложившаяся практика управления земельными ресурсами в регионах сохранится на прежнем уровне (табл. 1).

Примечание: составлена авторами.

В основном расширение посевных площадей к 2026 г. прогнозируется на территориях, благоприятных для производства сельскохозяйственной продукции, к которым относятся Брянская, Орловская, Рязанская, Тульская, Калининградская области. Незначительные перспективы по расширению посевных площадей предвидятся в Калужской, Кировской Московской областях, Республике Марий Эл. Остальные субъекты Нечерноземья продолжат сужать посевные площади. Среди последних следует выделить Тверскую и Смоленскую области, на которые приходится третья часть посевных площадей, прогнозируемых к сужению в Нечерноземье.

Вместе с тем неиспользуемый природный потенциал регионов Нечерноземья по наличию земель 1–4 классов пригодности огромен и составляет порядка 5,6 млн га. Данный факт свидетельствует о значительных запасах земельных ресурсов, пригодных для производства основных видов культурных растений, которыми располагают регионы Нечерноземья, большая часть которых приходится на Центральный экономический район.

Анализ неиспользуемого земельного потенциала позволил отнести регионы Нечерноземья по наличию земель 1–4 класса пригодности к трем основным группам:

— с наибольшей площадью ценных земель (от 400 до 600 тыс. га): Смоленская область (607), Кировская область (576), Калужская область (545), Тульская область (478), Ярославская область (393);

— со средней площадью ценных земель (от 200 до 400 тыс. га): Рязанская область (393), Тверская область (350), Нижегородская область (342), Свердловская область (312), Орловская область (282), Республика Мордовия (219), Московская область (217), Костромская область (207);

— с наименьшей площадью ценных земель (от 100 до 200 тыс. га): Ивановская область (169), Республика Марий Эл (161), Калининградская область (106), Новгородская область (106).

Оставшиеся регионы Нечерноземья, а их 12, практически или полностью заняли наиболее ценные земли для производства сельскохозяйственной продукции и не спешат по экономическим причинам использовать менее ценные земельные участки.

Из регионов, где прогнозируется заметное сужение посевных площадей при том, что имеется значительная площадь неиспользуемых особо ценных земель, можно выделить: Костромскую, Тверскую, Смоленскую, Нижегородскую области.

В результате, если выделить регионы, где не прогнозируется расширение посевных площадей, то суммарная площадь неиспользуемой особо ценной пашни составит 2,89 млн га — 51,2 % от общей площади неиспользуемых ценных старопахотных земель Нечерноземья. Неблагоприятный прогноз приходится на половину ценного земельного.

При этом не следует ограничиваться вводом в оборот только наиболее ценных продуктивных земель. Наличие спроса со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей на менее ценные земельные ресурсы должно всегда оставаться приоритетом в земельной политике регионов и муниципалитетов наравне с бережным отношением к особо ценным землям.

2. Завершение в основном земельных преобразований и передача государственной и муниципальной собственности на земельные участки частным землепользователям в собственность или аренду, в том числе:

— завершение процесса преобразования квазисобственности (земельных долей) в частную, совместную или долевую собственность на земельный участок;

— завершение разграничения государственной собственности Российской Федерации на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;

— передача в частную собственность или во временное пользование (аренду) большей части земель сельскохозяйственного назначения, составляющих земельный фонд регионов Центрального, Северо-Западного, Поволжского экономических районов, а также Вологодской области Северного экономического района Нечерноземья.

В соответствии с данными Росреестра по состоянию на 01.01.2019 г. (табл. 2) границы только 38 % площадей земель сельскохозяйственного назначения на территории Нечерноземья отражены в государственном кадастре в соответствии с требованиями земельного и кадастрового законодательства, что ниже, чем в целом по России (48 %), и неприемлемо, поскольку 62 % земель сельскохозяйственного назначения находятся вне правового поля [4]. Земельный рынок не развит, капитализация сельскохозяйственных земель не происходит, объектом залога для получения заемных финансовых средств без установления границ земельных участков сельскохозяйственные земли служить не могут, ненадежность прав на землю провоцирует истощительное использование земель, является барьером для инновационного развития, препятствием для привлечения инвестиций в развитие сельскохозяйственного производства. Избыточное удержание сельскохозяйственных земель в государственной собственности является питательной средой для коррупции.

Распределение земель сельскохозяйственного назначения в Нечерноземной экономической зоне России по формам собственности указывает на очевидную связь между величиной площади сельскохозяйственных земель с установленными границами, отраженными в Кадастре, и земельной площадью, находящейся в собственности граждан и юридических лиц. В первой десятке одни и те же лица: Орловская, Тульская, Калининградская, Московская, Брянская, Рязанская области, Чувашская Республика (табл. 2 и 3).

Примечание: составлена авторами с использованием данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. URL: www.fedstat

Примечание: составлена авторами с использованием данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. URL: www.fedstat

В указанных областях не только превалирует частная над государственной и муниципальной собственностью, но и местоположение границ земельных участков установлено на не менее чем 55 % площади земель сельскохозяйственного назначения. Данное явление свидетельствует, что передача земельных участков в частную собственность значительно ускоряет завершение всех процедур по оформлению прав на земельный участок и значительно расширяет возможность использования собственником такого важного земельного ресурса в качестве средства производства и товара.

3. Совершенствование государственного управления в области осуществления мониторинга и охраны земель, государственного земельного контроля, землеустройства, включая:

— создание территориальных агрокластеров с преференциями по использованию сельскохозяйственных земель;

— совершенствование работы фондов перераспределения земель для обеспечения приоритетного доступа к земле местных жителей1;

— формирование оптимальных размеров землепользования и инвестиционных площадей аграрной направленности;

— воссоздание и организация инфраструктуры земельного рынка — земельно-информационных систем, цивилизованного, наполненного сведениями обо всех законно используемых земельных участках кадастра, реальной кадастровой (рыночной) оценки земли, создания электронной площадки «земельный рынок», цифровой платформы «землеустройство» с воссозданием института землеустройства, электронного паспорта поля с данными о затратах, включая затраты на сохранение плодородия почв с обеспечением баланса гумуса2 для обоснования уровня государственной поддержки, развития аграрной консультационной службы, кооперации субъектов аграрной деятельности, финансовой господдержки и доступного долгосрочного кредитования сельскохозяйственного развития.

4. Введение ограничений на избыточную концентрацию земель в собственного одного лица, замена скупки земли крупными организациями для обеспечения сырьем своих перерабатывающих предприятий на гармонизацию работы с мелкими товаропроизводителями (семейными хозяйствами) для производства и поставок сырья.

Крупные субъекты сельскохозяйственной деятельности, имеющие влияние на проведение региональной земельной политики и создание выгодных для себя условий доступа к земле, сосредоточили в своем ведении более трети продуктивных сельскохозяйственных земель. У менее чем 5 % сельскохозяйственных организаций (одной тысячи) посевные площади составляют 35 % общей площади посевов со средней посевной площадью более 18 тыс. га, а две трети (66 %) (14,3 тыс.) сельскохозяйственных организаций используют под посевы из‑за малоземелья всего лишь 15,7 % общей площади посевов со средней площадью в одной организации 597,5 тыс. га [8].

Вследствие фронтального замещения агрохолдингами труда капиталом происходит резкая поляризация сельского населения по возможностям занятости и уровню дохода, что приводит к снижению уровня социальной стабильности в сельской местности и влечет отток населения в города.

Создание новых фокусов роста в сельской местности связано с осуществлением бизнесом крупных инвестиционных проектов, созданием агрокластеров на кооперационной основе и государственной поддержкой семейного фермерства.

5. Организация справедливых экономических условий землепользования и землевладения на пространстве Нечерноземья.

Многообразие форм целевого предназначения земель сельскохозяйственного назначения объективно характеризует их уникальные свойства, не присущие другим объектам природы. Особенность земель сельскохозяйственного назначения как природного ресурса состоит в том, что при организации земельного участка указанные земли становятся объектом собственности, средством производства и товара. Землевладелец участка нацелен на получение рентного дохода от использования природного ресурса, землепользователь — прибыли или дохода, продавец — рыночной стоимости от продажи земельного участка. Более того, землепользователь, обладая производственным капиталом, стремится получить доходность от его использования на уровне не менее действующей на то время доходности финансового капитала, который состоит из рыночной ставки дохода и нормы возврата капитала. Землевладелец не может рассчитывать на возврат своего земельного капитала по причине отсутствия срока полезного использования земельного ресурса, по крайней мере, на срок его профессиональной деятельности, принятый в экономике в размере 49 лет. Он рассчитывает на получение рыночной ставки дохода на вложенный земельный капитал. Компенсации за риск инвестирования и низкую ликвидность такого рода природного ресурса для сельскохозяйственного землепользования следует законодательно ограничивать или вовсе не учитывать в случае установления законодательной нормы о величине твердой ставки дохода землевладельца на вложенный земельный капитал для участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предоставляемых в аренду. Основанием для введения подобных ограничений объясняется значительно более длительный срок ликвидности земельного участка сельскохозяйственного назначения из‑за требования действующего законодательства о приоритете муниципалитетов на приобретение земельного участка, отчуждаемого частным собственником.

Доход от использования в хозяйственной деятельности земельного ресурса не распределяется справедливо между землепользователем и землевладельцем. Создание условий для справедливого распределения, полученного от сельскохозяйственного производства экономического результата, является сегодня первостепенной задачей государства. Ведь отмечаемые перекосы в присвоении результатов сельскохозяйственной деятельности в пользу землевладельцев способствуют образованию крупных землевладельцев, которые не только самостоятельно ведут сельскохозяйственную деятельность, но также избытку земельных ресурсов, временно не используемых для производства продовольствия, сдают в аренду по рыночным, а подчас — монопольным ценам. Как следствие, сокращается доступность иных землепользователей к земельным ресурсам, желающих расширить сельскохозяйственное производство или довести свой земельный фонд до оптимальных с экономической или технологической точек зрения размеров. А те землепользователи, которые вынуждены довольствоваться арендованными дорогими земельными ресурсами, недополучают справедливый размер дохода, заслуженно заработанного ими. В последнем случае государство вынуждено оказывать поддержку таким товаропроизводителя в большем размере, так как часть дохода землепользователя присваивается экономически не оправданно землевладельцем. Следует помнить и учитывать исторический опыт нашей страны, который накоплен за предыдущее столетие для решения земельного вопроса в части справедливого распределения результатов труда, игнорирование которого взбудоражило в прежние времена не только крестьян, но и государственный устой в целом. Результаты всем известны.

6. Введение ограничений, направленных на сохранение плодородия почв и организацию воспроизводства земельных ресурсов.

В соответствии с Прогнозом научно-технологического развития АПК на период до 2030 года должны быть разработаны технологии реабилитации почв, деградировавших в результате активного хозяйственного использования, а в числе возникающих перспективных рынков средств производства для растениеводства указаны «земли сельскохозяйственного назначения с улучшенными свойствами» [9].

Базовым документом, без которого установленные законом нормы ответственного экологически безопасного использования продуктивных сельскохозяйственных земель останутся лишь нереализованными провозглашениями, является сельскохозяйственный регламент экологически безопасного сельскохозяйственного землепользования с пространственной его привязкой к выделенным в землеустроительной документации однородным по степени пригодности к выращиванию сельскохозяйственных культур и технологическим характеристикам отдельно обрабатываемым земельным участкам, соизмеримыми с производственными участками, представляющими наиболее мелкие единицы хозяйственного использования в системе «рабочий производственный отдельно обрабатываемый участок пашни — поле севооборота — севооборот». Предлагаемая модель регулирования обеспечения воспроизводства плодородия сельскохозяйственных земель позволяет проводить мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв непосредственно в процессе земледельческой деятельности по выращиванию сельскохозяйственных культур, а не в результате отдельно выполняемого агрохимического обслуживания воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения мероприятий, разрабатываемым федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Минсельхозу России. Лучше предупредить, чем лечить.

Контур пахотных земель делится на индивидуально возделываемые части, если они внутри контура существенно отличаются по гранулометрическому составу почвы, агрохимическим свойствам, рельефу, увлажнению и если площадь образуемых частей позволяет использовать современную сельскохозяйственную технику при обработке земель и выращивании сельскохозяйственных культур.

Для каждой отдельно обрабатываемой части контура пашни с однородными характеристиками рельефа, почв и увлажнения устанавливается сельскохозяйственный регламент их использования с установлением набора обязательных к исполнению мероприятий по экологически безопасному, не истощительному использованию продуктивных сельскохозяйственных земель с установлением в необходимых случаях запрета выращивания пропашных культур, обязательности соблюдения агротехнических противоэрозионных технологий выращивания сельскохозяйственных культур, организации почвозащитных севооборотов с включением в них отдельных контуров пашни и их частей, переводом малопродуктивных участков пашни в кормовые угодья и в необходимых случаях консервации деградированных участков пашни и кормовых угодий.

Установленный в порядке землеустройства каркас пространственной организации сельскохозяйственного землепользования — линии землеустроительного регулирования, являются основой установления границ при проведении кадастровых работ по установлению границ земельных участков при межхозяйственном землеустройстве, границ производственных (рабочих) участков, полей севооборотов при внутрихозяйственном землеустройстве сельскохозяйственных организаций, установлении сельскохозяйственных регламентов.

Степень совпадения границ образуемых и образованных земельных участков сельскохозяйственного назначения, границ системы «производственный участок — поле севооборота — севооборот» с линиями землеустроительного регулирования является существенным критерием рациональности использования продуктивных земель сельскохозяйственного назначения.

Для обеспечения неистощительного использования почвенного плодородия при выращивании растениеводческой продукции, соблюдения баланса выносимых урожаем сельскохозяйственных культур питательных веществ из почвы с их компенсацией разложением растительных остатков, внесением минеральных, органических, зеленых (сидератов) удобрений и посевами многолетних трав в зависимости от урожая сельскохозяйственных культур, уровня интенсивности агротехнологий (высокого, интенсивного, нормального-базового, экстенсивного-упрощенного) необходимо обеспечить финансирование мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством установления на основе регламентов в области обеспечения плодородия земель правил и нормативов отчислений в размере стоимости изнашиваемого плодородия почв, исчисленной в процентах от стоимости продуктивных земель.

Стоимость отчислений рассчитывается на основе расходной части потерь гумуса в процессе минерализации органического вещества почвы под воздействием жизнедеятельности растений и приходной части гумуса, состоящей из внесения органических удобрений, разложения растительных остатков (корни, поверхностные остатки, побочная продукция) и симбиотической деятельности растений, фиксирующих азот из воздуха с учетом того, что потребность растений в азоте удовлетворяется на 60 % за счет органического вещества почвы и на 40 % за счет удобрений. При внесении высоких доз азотных удобрений расход азота из почвы уменьшается (50 %), а когда их вносят в степной зоне в незначительном количестве, потребность растений в этом элементе обеспечивается преимущественно за счет запасов азота в органических соединениях почвы (70 %) в процессе минерализации гумуса.

Расчет необходимого количества органических удобрений для компенсации потерь гумуса основан на учете содержания азота в гумусе, который составляет в среднем 5 %, т. е. одну двадцатую часть гумусового вещества, а содержание гумуса в 1 тонне навоза в районах Нечерноземья, Восточной Сибири и Дальнего Востока — 50 кг, что соответствует коэффициенту 0,05, в степных районах коэффициент гумификации составляет 0,1, а для областей лесостепной зоны коэффициент гумификации составяет 0,08 [10].

Совершенствование механизмов организации сельскохозяйственного землепользования и землевладения

В данном разделе представлен перечень основных организационно-экономических механизмов реализации приоритетных направлений пространственного развития сельскохозяйственного землепользования.

1. Переход от использования кадастровой стоимости в качестве критерия для установления ценности земель и введение иных более объективных критериев: пригодность и продуктивность.

Этапы реализации:

— выделение из состава земель сельскохозяйственного назначения, пригодных для ведения сельскохозяйственного производства;

— установление степени пригодности земель для ведения сельскохозяйственного производства;

— ранжирование выделенных земель по степени пригодности на категории, классы и разряды;

— введение в приоритетном порядке в экономический оборот выделенных особо ценных земель, не используемых в сельскохозяйственном производстве с целью оптимизации размеров малоземельных хозяйств и формирования точек роста (агрокластеров), а также импортозамещения, регионального и местного самообеспечения основными продуктами сельского хозяйства;

— оценка оптимальных размеров земельных участков в регионе и удовлетворение спроса местных товаропроизводителей на расширение сельскохозяйственного землепользования.

Оценка пригодности базируется на информации о естественных признаках земель, которые содержатся в материалах почвенных, геоботанических и других обследований, проводимых ранее Росземкадастром, а в настоящее время агрохимслужбой страны по заказу Минсельхоза России. Учитывается также состояние земель в настоящее время в части закустаренности и залесенности, заболачивания и подтопления, ветровой и водной эрозии.

Степень пригодности земель характеризуется фактической урожайностью сельскохозяйственных культур в пересчете на зерновой эквивалент.

Ранжирование земель проводят по пяти категориям пригодности:

— пригодные для использования под любые сельскохозяйственные угодья;

— малопригодные под пашню, многолетние насаждения, но пригодные под естественные кормовые угодья;

— уникальные земли;

— непригодные или малопригодные под сельскохозяйственные угодья в естественном состоянии.

2. В части совершенствования законодательства по регулированию земельных отношений в сфере сельскохозяйственного землепользования предлагаются следующие уточнения и дополнения норм права.

1.1 Внести в Федеральный закон от 24.07.2002 №101‑ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следующие поправки:

— пункт 2 статьи 4 изложить в следующей редакции «Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не более чем 35 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков» вместо слов «равным не менее чем 10 процентам3”;

— пункт 3 статьи 9 изложить в следующей редакции «Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, заключается на срок от семидесяти (вместо действующих трех) до сорока девяти лет без права предоставления арендованных земель в субаренду, за исключением случаев установленных настоящим Федеральным законом4”;

— последнее предложение пункта 5.1 статьи 10 в целях снижения коррупции и спекуляции земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, при передаче использующим такие земельные участки сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам изложить в следующей редакции «При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере не более 3 процентов (вместо соответственно установленных законом в настоящее время 15 % и 0,3 %) с правом выплаты выкупной цены в рассрочку в течение 10 лет»;

— в пункте 4 статьи 12 в первом абзаце в предложении «Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли» удалить слова «15 процентов».

2.2 Внести в Федеральный закон от 25.10 2001 №136‑ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации» следующие поправки:

— пункт 4 статьи 79 изложить в следующей редакции — «Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные земли, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, отнесенные по степени пригодности — продуктивности и отсутствию каких‑либо ограничений требующих проведения специальных мероприятий и дополнительных затрат для их преодоления при выращивании сельскохозяйственных культур, к особо ценным сельскохозяйственным землям регионального значения, должны быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается;

— пункт 3 статьи 39.11 дополнить подпунктом следующего содержания — «Обеспечение уполномоченным органом подготовки в порядке землеустройства плана рационального экологически допустимого использования земельного участка, образуемого из земель сельскохозяйственного производства»;

— статью 39.12 дополнить пунктом следующего содержания — «Организатор аукциона по его результатам обязан вернуть гражданину или юридическому лицу, по инициативе которых проводился аукцион, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду, стоимость подготовки за их счет схемы расположения земельного участка, выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка, осуществления кадастрового учета земельного участка, государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности, а также подготовки в порядке землеустройства плана рационального экологически допустимого использования земельного участка, образуемого из земель сельскохозяйственного назначения5”;

— пункт 2 статьи 69 изложить в следующей редакции «Землеустройство проводится в обязательном порядке в случае предоставления земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами»;

— дополнить статью 69 пунктом следующего содержания: «использование земельного участка, предоставленного для осуществления сельскохозяйственного производства, без утвержденного в установленном порядке плана организации рационального, экологически допустимого использования сельскохозяйственных земель и их охраны, границ земель с особыми условиями их использования, не допускаются»;

— статью 79 дополнить пунктом следующего содержания: «При застройке земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, занятых сельскохозяйственными угодьями, стоимость «права застройки» в размере разницы между кадастровой стоимостью земельного участка сельскохозяйственного назначения и кадастровой стоимостью этого участка с установленным иным целевым назначением подлежит возмещению в местный бюджет».

Предлагается также заменить бесплатную передачу земельного участка из государственной и муниципальной собственности в частную, в случаях предусмотренных действующим гражданским законодательством, посредством заключения договора о продаже земельного участка по стоимости 1 руб./га. Основная цель данной акции заключается в представлении права приобретателю учитывать земельный участок в бухгалтерском учете в качестве материального актива, с одной стороны, и обеспечить возможность в дальнейшем проведении переоценки такового актива до рыночных значений, с другой стороны.

Язык статьи:
Действия с выбранными: