По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5.011

Стратегия предприятия и техническая политика

По завершении жизненного цикла тех или иных технологий появляются новые альтернативы их изменения и доработки. В периоды перехода на новые более совершенные технологии нередко возникают «технологические разрывы». Чтобы избежать негативных последствий таких «разрывов», крупные предприятия чаще всего заблаговременно производят поиск и (или) инициирование новых технологий с целью своевременного их внедрения. Наряду с этим каждое предприятие при формировании своей стратегии и технической политики, проанализировав свой потенциал, стремится четко определить, какой именно тип стратегии и какие пути и методы реализации технической политики представляются наиболее предпочтительными.

Литература:

1. Ерзикян Б.А. Понятия и идеи институциональной экономики / Б.А. Ерзикян, В.Ф. Пресняков, В.Г. Гребенников, В.В. Зотов. — М.: Изд. ГУУ, 1999.

2. Бодров О.Г., Мальгин В.А., Тимирясов В.Т. Экономическая свобода и устойчивость предприятия. — Казань: Таглимат, 2004.

3. Экономическая стратегия фирмы: учеб. пособие / Под ред. Градова А.П. —СПб., 2002.

4. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: учеб. пособие. — 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2002.

5. Парамонов Ф.И., Солдак Ю.М. Теоретические основы производственного менеджмента. — М.: Бином, 2003.

6. Фатхудинов Р.А. Производственный менеджмент. — М.: Юнити, 2003.

Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии — это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

Примером стратегии в таком ее понимании может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксированы объем и ассортимент выпуска по каждому временному промежутку.

Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводст венных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде.

При таком понимании стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование в рамках которого должно привести предприятие к достижению стоящих перед ним целей и задач.

К наиболее важным этапам разработки и реализации стратегической политики предприятия относятся:

– разработка стратегии предприятия, в которую должна быть заложена идеология технической политики;

– проведение маркетинговых исследований в целях определения уровня конкурентоспособности выпускаемых товаров, разработка и выполнение мер по достижению конкурентоспособности;

– проведение НИОКР по созданию конкурентоспособных товаров и других объектов предприятия;

– организационно-технологическая подготовка производства по выпуску новых товаров;

– производство и реализация новых товаров.

План технико-технологического развития предприятия разрабатывается по следующим направлениям:

– создание, освоение производства и модернизация выпускаемой продукции;

– внедрение прогрессивных технологических процессов;

– комплексная механизация и автоматизация производственных процессов;

Для Цитирования:
Стратегия предприятия и техническая политика . Главный инженер. Управление промышленным производством. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала