Современные российские и зарубежные вузы являются гетерогенными организациями, включающими различные группы обучающихся и сотрудников, которые отличаются по различным признакам: этническая и религиозная принадлежность, состояние здоровья, физическое и интеллектуальное развитие, степень одаренности.
Гетерогенная организация – это не абстрактное понятие. Это переплетение судеб различных людей, их неповторимых биографий, чувств, переживаний, взглядов на жизнь университета и множество проблем, с которыми эти люди сталкиваются во время обучения в университете.
Для того чтобы учесть это многообразие и научиться им управлять, университеты должны сформировать инклюзивную образовательную среду, которая представляет собой «вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития» [1, с. 24]. Такая среда предполагает адаптацию образовательного пространства к нуждам каждого обучающегося, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения обучающихся. Инклюзивная среда предполагает не только физическое пространство, организованное по принципу инклюзии, но и ценностные отношения, интерактивные связи, формальную и неформальную коммуникацию [1].
Стратегия инклюзии в современных условиях должна стать одним из важных приоритетов организационного развития вуза. При этом значимым является то, на какую идеологию инклюзивного образования будет опираться разработанная в университете концепция. Сегодня в различных странах появилось немало нормативных документов, обязывающих руководство вуза создавать необходимые условия для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ. Однако ограничиваться только этой гетерогенной группой было бы неправильно. Наиболее продуктивной стратегией управления вузом как гетерогенной организацией нам представляется стратегия, в основе которой лежит широкое философско-педагогическое видение инклюзивного образования. В соответствии с этим видением, основной целью инклюзивного образования в высшей школе является построение университета равных возможностей.