По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.14

Стратегия формирования инклюзивной среды вуза

М.Н. Певзнер Институт непрерывного педагогического образования НовГУ
П.А. Петряков Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

Раскрывается сущность стратегии инклюзии как одной из приоритетных стратегий организационного развития современного вуза, обеспечивающей формирование инклюзивной образовательной среды. Целью данной стратегии является создание университета равных возможностей, позволяющего всем студентам получить качественное высшее образование. Авторы подробно описывают комплекс организационно-управленческих и педагогических мер, направленных на эффективное управление многообразием в университете.

Литература:

1. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: Учебн. пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. – 110 с.

2. Международный координационный центр исследований PISA [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// cbasq.acer.edu.au.

3. Глобальная социология образования: зарубежный опыт решения социальных проблем в сфере образования / Под ред. А.М.Осипова; Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого; Москва: Журнал РАН «Социологические исследования», 2015. – 300 с.

4. Матвеев Н.В. Педагогическое взаимодействие с гетерогенными группами студентов техникума в системе дуального образования // Стратегии формирования инклюзивной среды: сб-к науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. «Вуз как гетерогенная организация: стратегии формирования инклюзивной среды» (Великий Новгород, Санкт-Петербург (17–19 мая 2016 г.) / Сост. М.Н. Певзнер, П.А. Петряков, ред.сост. Н.В. Богатенкова. СПб.: СПб АППО, 2016. – 320 с.

5. Дементьева И.Ф., Сопыряева С.А. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 182–185.

6. Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Билингвальное образование в эпоху глобализации: монография. – Великий Новгород, 2010. – 540 с.

7. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Ширин А.Г. Педагог в мире многообразия: ведущие идеи ожидаемые результаты нового международного проекта // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: Сборник науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект» (Великий Новгород, 19–21 мая 2014 г.) / Сост. Е.В.Иванов; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2014. – 448 с.

Современные российские и зарубежные вузы являются гетерогенными организациями, включающими различные группы обучающихся и сотрудников, которые отличаются по различным признакам: этническая и религиозная принадлежность, состояние здоровья, физическое и интеллектуальное развитие, степень одаренности.

Гетерогенная организация – это не абстрактное понятие. Это переплетение судеб различных людей, их неповторимых биографий, чувств, переживаний, взглядов на жизнь университета и множество проблем, с которыми эти люди сталкиваются во время обучения в университете.

Для того чтобы учесть это многообразие и научиться им управлять, университеты должны сформировать инклюзивную образовательную среду, которая представляет собой «вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития» [1, с. 24]. Такая среда предполагает адаптацию образовательного пространства к нуждам каждого обучающегося, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения обучающихся. Инклюзивная среда предполагает не только физическое пространство, организованное по принципу инклюзии, но и ценностные отношения, интерактивные связи, формальную и неформальную коммуникацию [1].

Стратегия инклюзии в современных условиях должна стать одним из важных приоритетов организационного развития вуза. При этом значимым является то, на какую идеологию инклюзивного образования будет опираться разработанная в университете концепция. Сегодня в различных странах появилось немало нормативных документов, обязывающих руководство вуза создавать необходимые условия для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ. Однако ограничиваться только этой гетерогенной группой было бы неправильно. Наиболее продуктивной стратегией управления вузом как гетерогенной организацией нам представляется стратегия, в основе которой лежит широкое философско-педагогическое видение инклюзивного образования. В соответствии с этим видением, основной целью инклюзивного образования в высшей школе является построение университета равных возможностей.

Для Цитирования:
М.Н. Певзнер, П.А. Петряков, Стратегия формирования инклюзивной среды вуза. Юрист ВУЗа. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: