Актуальность исследования обусловлена тем, что падения и травматизм пациентов — это серьезная медицинская, социальная и экономическая проблема. Люди в период госпитализации, особенно пожилые, подвергаются значительному риску падения, что увеличивает время нахождения их в стационаре на лечении. Профилактические мероприятия, направленные на уменьшение числа падений, целесообразно разрабатывать и реализовывать в каждом медицинском учреждении. Для снижения факторов риска для пациентов в стационарных отделениях разрабатываются алгоритмы оценки рисков и СОПы для выстраивания грамотной работы по предотвращению риска падений [1].
При создании культуры безопасности пациентов крайне важным является обеспечение эффективной коммуникации между врачами, медицинскими сестрами, пациентами и их родственниками [3, 4].
Велика и значима роль медицинской сестры в профилактике заболеваний самого различного характера в самых разнообразных отраслях медицины. Медицинская сестра находится возле пациента большую часть своего рабочего времени и значительно дольше по сравнению с врачом. И она имеет право и обязана доносить знания о профилактике как заболеваний различных органов и систем, так и травматизма пациентов, в том числе от падений [2].
В профилактике падений и травматизма пациента в условиях многопрофильного стационара важную роль играет грамотно организованный сестринский процесс. Наиважнейшей частью работы сестринского персонала является санитарно-просветительская и разъяснительная работа среди пациентов и их родственников.
Сестринская деятельность в профилактике падений и травматизма пациентов заключается в проведении комплекса профилактических мероприятий, состоящего в регистрации падений пациентов, выявлении основных причин падений, составлении и реализации плана ухода за пациентами, а также в обучении пациентов и их родственников способам профилактики падений [5].
Следовательно, роль медицинской сестры в профилактике падений и травматизма пациента в стационарных отделениях чрезвычайно значима, что и обусловило актуальность данной работы.