Технологии виртуальной реальности (ВР) являются, пожалуй, одним из самых ожидаемых новых методов терапии и реабилитации в области современной психиатрии и наркологии [1, 2, 3]. Большинство работ сосредоточены на изучении эффективности применения ВР при различных психиатрических нозологиях [4, 5, 6, 7], раскрытии опыта разработки таких приложений и/или оборудования [8, 9], общего описания сложностей внедрения инновационных продуктов в медицинскую деятельность [10], а также протоколов исследования ВР [11].
Однако немаловажным представляется, насколько реальная клиническая практика и специалисты, ее репрезентирующие, готовы к применению инноваций данного типа. Подобных исследований целевой аудитории в виде изучения мнения профессионалов психолого-психиатрической сферы о ВР не достаточно.
Так нам встретились результаты работ, проведенных в 2021 году американскими учеными, использующими методы терапии виртуальной реальностью. Опрос показал, что: 70,6 % из них работали в научно-исследовательских подразделениях (сотрудники уровня доктора наук и кандидата); применяли ВР как средство снятия тревоги перед медицинскими процедурами у пациентов с соматическими заболеваниями (64,7 %) и различными специфическими фобиями (35,3 %). Все участники исследования согласились с мнением, что ВР является высокоэффективным методом, который можно рекомендовать к использованию коллегам. При этом 58,8 % опрошенных экспертов посчитали, что переход на новые технологии ВР будет достаточно сложно осуществить, так как пугает стоимость оборудования и необходимость специфического обучения персонала [12]. Рядом других работ также подчеркивается, что специалистам хочется иметь готовый продукт (программа ВР), обладающий достаточной научной эффективностью и позволяющих стандартизировать протоколы лечения [13].
Обращают на себя внимание ряд публикаций, указывающих на использование виртуальной реальности как средства психотерапии эмоционального выгорания и поддержки у медицинских работников. В них подчеркивается привлекательность и эффективность таких методов релаксации для персонала [14]. Необходимо понимать, что в данных исследованиях специалисты рассматривают себя не как терапевта, а как сторону, использующую программы ВР для собственных интересов. Также встречаются работы, описывающие преимущества обучения и тренинга навыков для обучающихся по специальности психиатрия и психотерапия [15, 16, 17].