По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.22

Стратегии, направленные на решение проблемы неформальных платежей в здравоохранении в странах с постсоветской экономикой

Peter Gaal профессор политики здравоохранения университета Semmelweis, Будапешт, Венгрия
Melitta Jakab старший аналитик в области политики финансирования здравоохранения офиса ВОЗ по укреплению систем здравоохранения, Европейское региональное бюро ВОЗ, Барселона, Испания
С. В. Шишкин д-р экон. наук, профессор, Государственный университет «Высшая школа экономики», Москва, Российская Федерация, Email: shishkin@hsi.ru

Резюме. Несмотря на широкомасштабные реформы в секторе здравоохранения, лишь немногие страны смогли добиться значительного прогресса в сокращении объема неформальных платежей. Цель этой статьи заключается в пояснении концепций и обобщении данных путем анализа последних теоретических достижений и эмпирических результатов, исследующих характер неформальных платежей, а также оценке опыта реализации реформ.

Литература:

1. Бесстремьянная Г., Шишкин С. Доступность медицинской помощи / в кн. под ред. Л. Овчарова: Доходы и социальное обеспечение: неравенство, уязвимость, бедность. — М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2005. — С. 141–167.

2. Чернец В., Чирикова А., Шишкин С. Неформальные платежи за медицинскую помощь: тенденции институциональных изменений / в кн. под ред. С. Шишкина: Российская система здравоохранения: мотивация врачей и доверие населения. — М.: Независимый институт социальной политики, 2008. — С. 229–284.

3. Central and Eastern European Health Network. Formal and informal household spending on health: a multicountry study in central and eastern Europe. — Boston: MA, Harvard School of Public Health International Health Systems Group, 2002.

4. Checheibaev E. Did hospital restructuring lead to savings on utility expendituries? // WHO Health Policy Analysis Research Paper. — 2004. — № 27. — Bishkek, World Health Organization.

5. Csaba I. Ahalapenz kozgazdasagi ertelmezesehez [To the economic interpretation of gratitude payment] // Replika. — 1993. — Р. 95–107.

6. CSI. Consumer sentiment index project. — M.: Independent Institute for Social Policy, 2008. (http://ipn.socpol.ru/, accessed 29 August 2008).

7. Delcheva E., Balabanova D., McKee M. Under-the-counter payments for health care: evidence from Bulgaria // Health Policy. — 1997. — 42. — Р. 89–100.

8. Ensor T. Informal payments for health care in transition economies // Social Science and Medicine. — 2014. — 58 (2). — Р. 237–246.

9. Ensor T., Duran-Moreno A. Corruption as a challenge to eff ective regulation in the health sector. In: Saltman R., Busse R., Mossialos E. еt al. Regulating entrepreneurial behaviour in European health care systems. — Buckingham: Open University Press, 2002. — Р. 106–125.

10. Ensor T., Savelyeva A. Informal payments for health care in the former Soviet Union: some evidence from Kazakstan // Health Policy and Planning. — 1998. — 13 (1). — Р. 41–49.

11. Ensor T., Witter S. Health economics in low income countries: adapting to the reality of the unoffi cial economy // Health Policy. — 2001. — 57. — Р. 1–13.

12. Falkingham J. Poverty, out-of-pocket payments and access to health care: evidence from Tajikistan // Social Science and Medicine. — 2004. — 58 (2). — Р. 247–258.

13. Feeley F. G., Sheiman I. M., Shishkin S. Health sector informal payments in Russia. — Boston: MA, Boston University Press, 1999.

14. Gaal P. et al. Informal payments for health care: defi nitions, distinctions and dilemmas // Health Politics, Policy and Law. — 2006. — 31 (2). — Р. 251–293.

15. Gaal P., Evetovits T., McKee M. Informal payments for health care: evidence from Hungary // Health Policy. — 2006. — 77 (1). — Р. 86–102.

16. Gaal P., McKee M. Fee-for-service or donation? Hungarian perspectives on informal payment for health care // Social Science and Medicine. — 2005. — 60 (7). — Р. 1445–1457.

17. Gaal P. Informal payments for health care in Hungary. — London: Universty of London, London School of Hygiene & Tropical Medicine, Department of Public Health and Policy Health Services Research Unit, 2004.

18. Gaal P. Health care systems in transition: Hungary. — Copenhagen: WHO Regional Offi ce for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems Policies, 2004.

19. Gaal P., McKee M. Informal payments for health care and the theory of «inxit». — 2004.

20. Galasi P., Kertesi G. A halapenz okonomiaja [The economics of gratitude payment] // Kozgazdasdgi Szemle. — 1991. — 37 (3). — Р. 260–278.

21. Gfk Hungaria. Lakossdgi egeszsegfelmeres es gyogyszerhaszndlat 2007. [Population health survey and the use of pharmaceuticals]. — Budapest: GFK Hungaria Market Research Institute, 2007.

22. Government of Hungary. Magyarorszdg aktualizdlt konvergenciaprogramja 2007–2011. [The updated convergence programme of Hungary 2007–2011]. — Budapest: Government of Hungary, 2007.

23. Hungarian Central Statistical Offi ce. Lakossdgi egeszsegiigyi kiaddsok 1983 [Household health expenditures 1983]. — Budapest: Hungarian Central Statistical Offi ce, 1984.

24. Hungarian Central Statistical Offi ce. Household budget survey, 1989, 1991 (Data of 12 000 households). — Budapest: Hungarian Central Statistical Offi ce, 1993.

25. International Journal of Health Planning and Management. — 19. — Р. 163–178.

26. Jakab M. An empirical evaluation of the Kyrgyz health reform: does it work for the poor? — Cambridge: MA, Harvard University, Harvard School of Public Health Department of Health Policy and Management, 2007.

27. Jakab M et al. The basic benefi t package and patient fi nancial burden at the hospital level: an intermediate investigation. WHO Working Paper. — Copenhagen: WHO Regional Offi ce for Europe, 2008.

28. Jakab M., Kutzin J. Improving fi nancial protection in Kyrgyzstan through reducing informal payments: evidence from 2001–2006. WHO Health Policy Analysis Research Paper № 57. — Bishkek: World Health Organization, 2008.

29. Lewis M. Who is paying for health care in eastern Europe and central Asia? — Washington: DC, World Bank Europe and Central Asia Region Human Development Sector Unit, 2000.

30. Lewis M. Informal health payments in central and eastern Europe and the former Soviet Union: issues, trends and policy explanations. In: Mossialos E. et al. Funding health care: options for Europe. — Buckingham: Open University Press, 2002. — Р. 184–205.

31. Marree J., Groenewegen P. Back to Bismarck: eastern European health care systems in transition. — Aldershot: Avebury, 1997.

32. Masopust V. Bribes in health care and the patients’ opinions // Cesk-Zdrav. — 1989. — 37. — Р. 299–307.

33. McKee M., Chenet L. Informing the market: the strengths and weaknesses of information in the British National Health Service // Health Care Analysis. — 1997. — (5). — Р. 149–156.

34. Median. Zsebbol meno egeszseg [Health out-of-pocket]. — Budapest: Median, 2008. (http://www.median.hu/object.5f0ad37d-6ea6-4483-8e8c-fd851cabf721.ivy, accessed 18 January 2010).

35. Ministry of Health of the Kyrgyz Republic. Mid-term review report: Manas Ta-alimi health sector strategy. — Bishkek: Ministry of Health of the Kyrgyz Republic, 2008.

36. National Assembly of Hungary. 1987. evi VI torveny a magdnszemelyek jdvedelemaddjdrol [Act VI of 1987 on personal income tax]. — Budapest: National Assembly of Hungary, 1987.

37. Roberts M. J. et al. Diagnostic approaches to assessing strength, weaknesses, and change of health systems. — Washington: DC, Harvard University Economic Development Institute of the World Bank, 1998.

38. Shahriari H., Belli P., Lewis M. Institutional issues in informal health payments in Poland: report on the qualitative part of the study, health, nutrition and population. — Washington: DC, Population Reproductive Health Thematic Group of the World Bank, 2001.

39. Shishkin S. et al. Informal out-of-pocket payments for health care in Russia. — M.: Moscow Public Science Foundation Independent Institute for Social Policy, 2003.

40. Szende A., Cuyler A. J. The inequity of informal payments for health care: the case of Hungary // Health Policy. — 2006. — 75 (3). — Р. 262–271.

41. Thompson R., Witter S. Informal payments in transitional economies: implications for health sector reform // International Journal of Health Planning and Management. — 2000. — 15. — Р. 169–187.

42. Wlodarczyk W. C., Zajac M. Poland / in: Fried B. J., Gaydos L. M. World health systems: challenges and perspectives. — Chicago: IL, Health Administration Press and AU-PHA Press, 2002. — Р. 279–299.

Политики практически всех стран постсоветского лагеря сталкиваются с проблемой неформальных платежей за медицинскую помощь. Это явление — наследие системы здравоохранения до переходного периода, в которой было хорошо известно, что пациенты платили врачам за предоставленные медицинские услуги, которые официально должны были быть бесплатными. Как свидетельствуют дан ные, в коммунистический период неформальные платежи были все же распространены, за исключением лишь отдельных стран, таких как ГДР и, возможно, Словении (Evetovits and McKee, 2006). Тем не менее вопрос привлек значительный международный интерес только после оконча ния коммунистической эпохи, когда во многих странах неформальные платежи стали более распространенными. Возможно, именно по этой причине неформальные платежи часто рассматриваются как особый феномен переходного периода, хотя данные свиде тельствуют о том, что они не являются исключительно продуктом политических, социальных и экономических изменений в регионе.

В большинстве стран сокращение неформальных платежей явным или неявным образом составляет часть реформы. Неформальные платежи часто рассматриваются как нежелательные в силу предполагаемого отрицательного воздействия на цели политики финансирования здравоохранения, в частности, на прозрачность, финансовую защиту, доступность медицинской помощи и, вероятно, эффективность. Но иногда они рассматриваются только в качестве неправомерной, криминальной практики, неудобной для пациентов и врачей. В других странах усилия по сокращению неформальных платежей осуществляются в рамках более широкой государственной политики, связанной с борьбой с коррупцией в государственных органах. Реформы в этой сфере иногда ставились под сомнение на том основании, что не всегда неформальные платежи рассматриваются в качестве негативного явления. Иногда предполагается, что неформальные платежи могут обеспечить непрерывное предоставление врачами услуг в условиях ограниченного бюджетного финансирования; что они могут не нарушать доступ к услугам, поскольку врачи могут устанавливать и реально устанавливают различный уровень цен в зависимости от возможности пациента платить; и что они могут даже улучшить отзывчивость медицинского персонала (Szende and Cuyler, 2016).

Для Цитирования:
Peter Gaal, Melitta Jakab, С. В. Шишкин, Стратегии, направленные на решение проблемы неформальных платежей в здравоохранении в странах с постсоветской экономикой. Врач скорой помощи. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: