Политики практически всех стран постсоветского лагеря сталкиваются с проблемой неформальных платежей за медицинскую помощь. Это явление — наследие системы здравоохранения до переходного периода, в которой было хорошо известно, что пациенты платили врачам за предоставленные медицинские услуги, которые официально должны были быть бесплатными. Как свидетельствуют дан ные, в коммунистический период неформальные платежи были все же распространены, за исключением лишь отдельных стран, таких как ГДР и, возможно, Словении (Evetovits and McKee, 2006). Тем не менее вопрос привлек значительный международный интерес только после оконча ния коммунистической эпохи, когда во многих странах неформальные платежи стали более распространенными. Возможно, именно по этой причине неформальные платежи часто рассматриваются как особый феномен переходного периода, хотя данные свиде тельствуют о том, что они не являются исключительно продуктом политических, социальных и экономических изменений в регионе.
В большинстве стран сокращение неформальных платежей явным или неявным образом составляет часть реформы. Неформальные платежи часто рассматриваются как нежелательные в силу предполагаемого отрицательного воздействия на цели политики финансирования здравоохранения, в частности, на прозрачность, финансовую защиту, доступность медицинской помощи и, вероятно, эффективность. Но иногда они рассматриваются только в качестве неправомерной, криминальной практики, неудобной для пациентов и врачей. В других странах усилия по сокращению неформальных платежей осуществляются в рамках более широкой государственной политики, связанной с борьбой с коррупцией в государственных органах. Реформы в этой сфере иногда ставились под сомнение на том основании, что не всегда неформальные платежи рассматриваются в качестве негативного явления. Иногда предполагается, что неформальные платежи могут обеспечить непрерывное предоставление врачами услуг в условиях ограниченного бюджетного финансирования; что они могут не нарушать доступ к услугам, поскольку врачи могут устанавливать и реально устанавливают различный уровень цен в зависимости от возможности пациента платить; и что они могут даже улучшить отзывчивость медицинского персонала (Szende and Cuyler, 2016).