При разработке стратегии надо четко понимать, что клиент, принимая решение о покупке того или иного товара, по сути, старается выбрать предложение с наиболее выгодным для него соотношением «цена-качество». На самом деле это означает, что конкурировать с другими производителями можно или по цене, или по качеству (совокупности потребительских свойств) товара или услуги. Впрочем, можно по тому, и по другому, но это мало кому удается.
Отсюда управление конкурентоспособностью — это стремление обеспечить наиболее высокое качество товаров (услуг), при этом по возможности при минимальных затратах на их производство. Известны два магистральных направления стратегий:
1) лидерство по издержкам, когда производитель привлекает клиентов, чувствительных к цене, такими условиями, при которых его отпускная цена на продукт будет ниже, чем у конкурентов;
2) лидерство по продукту (стратегия дифференциации), когда производитель привлекает клиентов, менее чувствительных к цене, предложением им уникальных выгод, компенсирующих возможное повышение цены.
Для большинства инновационных организаций приоритетной является стратегия дифференциации — лидерство по продукту. В этом суть инновационной деятельности и инновационного развития. Хотя вполне возможно, что и лидерство по издержкам может стать на каком-то этапе определенным приоритетом, когда надо будет опережать конкурентов по цене.
А также есть третье дополнительное направление — стратегия фокусирования на каком-либо товаре или сегменте рынка. Очевидно, что для большинства инновационных организаций приоритетной является стратегия дифференциации — лидерство по продукту. В этом суть инновационной деятельности и инновационного развития. Хотя вполне возможно, что и лидерство по издержкам может стать на каком-то этапе определенным приоритетом, когда надо будет опережать конкурентов по цене.
В то же время надо понимать, что сильной компанию делают не товары или услуги сами по себе. Основа ее рыночных возможностей — позиции в сознании покупателей. Нужно уметь ясно и четко сигнализировать покупателю о той дополнительной ценности, которую компания несет ему своей новой продукцией и за которую установлена более высокая цена. Это напрямую относится к инновационным компаниям.