В современных условиях российская экономика сталкивается с рядом сложностей, вызванных рядом кризисных факторов: коронакризис 2020 года, политический кризис 2022 года. Для решения сложностей, связанных с экономикой России, необходимо принимать комплексные меры, которые будут направлены на улучшение экономической политики, инвестиционного климата, развитие инфраструктуры и поддержку малого и среднего бизнеса, повышение квалификации трудовых ресурсов и развитие цифровой экономики. Одним из возможных механизмов решения данных проблем может выступить франчайзинг.
Франчайзинг позволяет объединить достоинства малого и среднего бизнеса, а также он может способствовать расширению сбыта продукции, привлечению специалистов в дилерскую сеть крупных фирм, улучшению взаимодействия между предприятиями малого и крупного бизнеса, а также повышению эффективности и продолжительности работы предприятий малого бизнеса. Франчайзинг позволяет малому бизнесу получить доступ к уже установленной и успешной бизнес-модели, бренду и поддержке франчайзера. Франчайзер, в свою очередь, получает дополнительный доход от продажи и расширения своей дилерской сети. Одним из примеров успешного использования франчайзинга в России является сеть магазинов «Магнит». Франчайзинг был использован для быстрого расширения сети магазинов в регионах России, где «Магнит» еще не был представлен. Благодаря франчайзингу компания смогла увеличить количество магазинов и доходы.
Кроме того, важным фактором успеха франчайзинга в России является повышение уровня образования и квалификации предпринимателей, а также улучшение доступа к финансовым ресурсам. Важно также учитывать особенности российского рынка, такие как высокая конкуренция, сложности в закупке качественных материалов и оборудования, а также нестабильность экономической ситуации.
На сегодняшний день в России действует более 3000 франшиз, доля франшиз в ВВП составляет 2%. Наблюдается увеличение интереса к региональным проектам и снижение доли иностранных брендов. Благодаря программам государственной поддержки, которые компенсируют часть затрат на оборудование и аренду, интерес к российским франшизам в 2022 году значительно возрос. Эксперты отмечают рост интереса к работе франчайзинга в целом как среди российских предпринимателей, так и у зарубежных партнеров. Также наблюдается тенденция покупки недорогих франшиз (до 1,5 млн руб.) в сфере общепита.