Диверсификация (изменение, разнообразие, от лат. diversus — «разный» и facere — «делать») — это расширение ассортимента выпускаемой продукции с ориентацией на новые рынки сбыта, освоение новых технологий с целью повышения эффективности производства, получения экономических выгод, предотвращения коммерческих и финансовых затруднений. Такая диверсификация представляет собой диверсификацию производства.
Существуют следующие основные причины, по которым компания может проявлять желание диверсифицироваться с учетом воздействия внешних факторов:
— необходимость получить некоторые особые навыки или ресурсы, которые значительно улучшают показатели предприятия;
— желание распределить риск и сбалансировать портфель товаров или услуг компании;
— необходимость обеспечить эффективное использование свободных средств (такая необходимость может возникнуть в связи с тем, что объединение имеет в своем составе несколько предприятий типа «денежных коров», то есть предприятий, приносящих стабильный и значительный объем доходов);
— отсутствие возможностей отвечать вызовам для существующих продуктов и рынков в части роста объемов производства и прибыльности;
— необходимость уравновесить предприятие компании с высокой долей заемных средств предприятием, не имеющим заемных средств, с тем чтобы структура капитала была более сбалансированной;
— вероятность появления неспрогнозированной возможности, которая имеет потенциал значительного повышения прибыльности.
Стратегии диверсификации характеризуются расширением существующего портфеля заказов с точки зрения продукта и рынка. Обычно выделяют концентрическую и конгломератную диверсификацию. При этом проводится разграничение между стратегиями этих двух видов диверсификации. Рассмотрим различия между этими двумя типами стратегий.
Концентрическая диверсификация используется в тех случаях, когда компания приобретает предприятия, которые производят продукты или предоставляют услуги, сходные с существующими в компании продуктами или услугами. Компании, желающие произвести концентрическую диверсификацию такими внешними средствами, будут искать хозяйственные предприятия, которые в значительной степени связаны с ними в вопросах рынков, каналов распределения, потребностей в технике и ресурсах.