По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.49

Стратегии диверсификации производства

Под диверсификацией производства понимается расширение ассортимента выпускаемой продукции с ориентацией на новые рынки сбыта, освоение новых технологий с целью повышения эффективности производства, получения экономических выгод, предотвращения коммерческих и финансовых затруднений. В зависимости от состояния производства и выбранной стратегической политики предприятиями и объединениями могут использоваться различные варианты диверсификации, в том числе предполагающие процессы взаимного слияния или поглощения. В зависимости от этого различают диверсификацию концентрическую и конгломератную. Вниманию читателей предлагаются некоторые основные аспекты, связанные с этими видами диверсификации.

Диверсификация (изменение, разнообразие, от лат. diversus — «разный» и facere — «делать») — это расширение ассортимента выпускаемой продукции с ориентацией на новые рынки сбыта, освоение новых технологий с целью повышения эффективности производства, получения экономических выгод, предотвращения коммерческих и финансовых затруднений. Такая диверсификация представляет собой диверсификацию производства.

Существуют следующие основные причины, по которым компания может проявлять желание диверсифицироваться с учетом воздействия внешних факторов:

— необходимость получить некоторые особые навыки или ресурсы, которые значительно улучшают показатели предприятия;

— желание распределить риск и сбалансировать портфель товаров или услуг компании;

— необходимость обеспечить эффективное использование свободных средств (такая необходимость может возникнуть в связи с тем, что объединение имеет в своем составе несколько предприятий типа «денежных коров», то есть предприятий, приносящих стабильный и значительный объем доходов);

— отсутствие возможностей отвечать вызовам для существующих продуктов и рынков в части роста объемов производства и прибыльности;

— необходимость уравновесить предприятие компании с высокой долей заемных средств предприятием, не имеющим заемных средств, с тем чтобы структура капитала была более сбалансированной;

— вероятность появления неспрогнозированной возможности, которая имеет потенциал значительного повышения прибыльности.

Стратегии диверсификации характеризуются расширением существующего портфеля заказов с точки зрения продукта и рынка. Обычно выделяют концентрическую и конгломератную диверсификацию. При этом проводится разграничение между стратегиями этих двух видов диверсификации. Рассмотрим различия между этими двумя типами стратегий.

Концентрическая диверсификация используется в тех случаях, когда компания приобретает предприятия, которые производят продукты или предоставляют услуги, сходные с существующими в компании продуктами или услугами. Компании, желающие произвести концентрическую диверсификацию такими внешними средствами, будут искать хозяйственные предприятия, которые в значительной степени связаны с ними в вопросах рынков, каналов распределения, потребностей в технике и ресурсах.

Для Цитирования:
Стратегии диверсификации производства. Управление качеством. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала