Стратегическое управление региональным педагогическим университетом в условиях глобальных и локальных рисков1
Постсоветское пространство высшего профессионального образования переживает ряд кризисов, которые усиливаются из-за наложения друг на друга международных и региональных проблем. Глобальные трансформации, которые переживает современное общество, имеют локальную специфику, которая предопределяется социально-культурными факторами, культурной историей социальных акторов [1; 3; 46; 47]. Современные университеты превращаются в главного субъекта трансформаций, субъекта предпринимательства нового типа [58]. От университетов ожидается инициатива в организации нового диалога между государством и обществом. Основные направления трансформации — демократизация, справедливость, эффективность и оперативность. Экономика современного университета определяется многими факторами, в том числе глобальными трансформациями, которые создают высокую конкурентную образовательную среду. Готовы ли университеты, действующие на постсоветском пространстве, адекватно ответить на глобальные вызовы? Как должен измениться конкретный российский университет, чтобы соответствовать новым социальным потребностям в образовании?
Модернизация университетов, действующих на постсоветском пространстве, происходит в ситуации удвоения нескольких глобальных и локальных кризисов. Проблема адекватного ответа современного российского университета на эти вызовы активно обсуждается как в международном, так и в региональном контексте [3; 41; 49]. «Лавино-образными» называют изменения в образовательной системе высшего образования M. Barber, K. Donnelly, S. Rizvi [42]. В своей программной статье «An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead» они указывают, что базовый процесс, который предопределяет деятельность университетов в ближайшие десятилетия, — это конкурентная борьба за ресурсы, за студентов, за достойное место в системе современных социальных институтов. Традиционные университеты перестали обладать монополией на выдачу дипломов, на качественное и эффективное образование. Один из главных вопросов экономической деятельности современных университетов — это быстрорастущая стоимость образования при неясности, каким образом она соотносится с качеством образования. Должны ли национальные политики поддерживать университеты, которые действуют в глобальном пространстве? Каким должно быть оптимальное финансирование глобальных университетов со стороны государства? Какие затраты понесут государство, университет, общество, модернизируя современный университет? Авторы полагают, что в ближайшее время появятся специализированные университеты, которые решают частную, локальную образовательную задачу. Также они прогнозируют разделение университетов на: 1) элитные университеты; 2) массовые университеты; 3) «нишевые» университеты; 4) местные университеты; 5) университеты, которые будут реализовывать стратегию «обучение через всю жизнь».