Ранее множество предприятий могли эффективно работать, делая основной акцент на повседневную работу, на трудности, связанные с повышением результативности использования ресурсов. В настоящее время ситуация изменилась, значительную роль играет такое управление, которое позволит предприятию наиболее быстро приспосабливаться к изменяющейся среде. Стратегия – это «общий план достижения главной цели, предполагающий определение направлений, куда будут использованы ограниченные ресурсы». Родоначальником стратегического управления предприятием является И. Ансофф. На данный момент стратегия – особый по значимости инструмент результативного ведения бизнеса. Можно с уверенностью сказать, что на данный момент, в условиях жесточайшей конкуренции, ни одно предприятие не сможет успешно функционировать без четкой формулировки стратегии. В свою очередь термин «стратегия» в стратегическом менеджменте означает общий план управления предприятием, который собирает в себе совокупность средств и методом достижения организационных целей, устройства бизнеса. Под стратегическим менеджментом понимается сам процесс управления и создания, осуществления стратегии. В настоящее время более конкурентоспособным является более быстрое предприятие, нежели крупное. Размер в данном случае не играет значения. Стратегический менеджмент занял более значимое место вследствие: динамичного изменения внешней среды, глобализации, изменения вкусов и предпочтений потребителей, появления новых потребностей, увеличения конкуренции, создания новых технологий и других.
Стратегический менеджмент, целью которого является создание будущей модели развития предприятия, позволяет:
− Определить основные стратегии развития предприятия и оценить, насколько они подходят данной организации.
− Определить альтернативные пути развития предприятия.
− Предугадать возможные последствия и изменения как в самой организации, так и извне.
− Наиболее эффективно использовать ресурсы организации, учитывать всевозможные риски, создавать инновационную платформу.