Экономическая политика Центрального банка РФ направлена на реализацию стратегии реструктуризации банковского сектора посредством консолидации крупного капитала. Поставленные стратегические задачи направлены на повышение финансовой устойчивости и прозрачности всей банковской системы в целом. Этому способствуют серьезная конкуренция, оптимизация затрат, экономия масштаба и рентабельность банковского бизнеса, а также уход потенциально слабых кредитных учреждений с рынка. Современное регулирование финансовых рынков сводится к созданию единообразных требований ко всем участникам рынка, а также к контролю за их соблюдением.
В последние годы в России сформировалось четкое мнение, что чем крупнее банк, тем он надежнее. В свою очередь, мелкие и средние банки являются слабыми игроками и приносят вред экономике и банковскому сектору. При этом нельзя забывать о том, что коммерческим банкам для эффективной реализации стратегии необходимо создать благоприятные условия для развития конкуренции.
Банки, объединяясь, развивают свой розничный сегмент и филиальные сети, в свою очередь, активизация процессов слияний и поглощений способствует наращиванию мощных ИТ-систем, которые могут поддержать их рост в стратегической перспективе и обеспечить надежными механизмами в конкурентной борьбе.
Анализ сделок в банковском секторе экономики России позво лил выявить прямую зависимость уровня развития банковского сектора от состояния экономики (рис. 1). Самое большое количество сделок M&A было совершено в 2007–2008 и 2015 году. С 2008-го по 2010 год, в период кризиса, наблюдался сильнейший спад деловой активности сделок слияний и поглощений. Иностранные инвесторы (Франция, США, Кипр, Норвегия) и сейчас приостанавливают экспансию на российский рынок [5].
Продолжается тенденция ухода иностранных акционеров из российской банковской системы. В частности, польский Getin Holding S.A. продал 76,26% краснодарского ОАО «И.Д.Е.А. Банк» Форус Банку. Индийский ICICI Bank продал свою российскую дочернюю компанию Совкомбанку. Ранее своих российских «дочек» продали Santander Consumer Finance, Barclays, Straumborg, Societe Generale, WestLB, группа KBC, GE Money, Приватбанк и норвежская группа DNB [3; 4].