По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9 (063) DOI:10.33920/VNE-03-2305-01

Стратегическое планирование розничного бизнеса: актуализация и развитие контурных элементов геомаркетинга

Герасименко О. А. Белгородский государственный национальный исследовательский университет

В статье представлены ключевые предпосылки формирования новых источников конкурентного преимущества — выбор оптимального местоположения компании розничного бизнеса. При этом акцентируется научное исследование постулатом, что местоположение возможно выбрать в малопривлекательных территориальных городских локациях (зона 2 и 3 территориальной линии). Проведенные исследования свидетельствуют о том, что изменилась модель поведения клиента и он готов преодолевать ежедневно большие расстояния.

Литература:

1. Chandler A.D., Jr. Strategy and Structure: Chapters in the History of American Enterprise. MIT Press: Cambridge, MA. — 1962.

2. Chandler A.D., Jr. The Visible Hand: The Managerial Revolution in American Business. Belknap press: Cambridge, MА. — 1977.

3. Chandler A.D., Jr. Scale and Scope: The Dynamics of Industrial Capitalism. Belknap, Harvard University press: Cambridge, MА. — 1990.

4. Andrews K.R. The Concept of Corporate Strategy. Dow Jones-Irwin: Homewood, IL. — 1971.

5. Borden Neil H. The Economic Effects of Advertising. Homewood, 111: Richard D. Irwin, 1942.

6. Borden Neil H., Marshall M.V. Advertising Management: Text and Cases. Homewood, III: Richard D. Irwin. — 1959.

7. Borden Neil H. The Concept of the Marketing Mix. Journal of Advertising Research, 1984. — Volume II. — Р. 7–12.

8. Герасименко О.А., Тхориков Б.А. Контент-анализ, основные вехи и подходы геомаркетинга в системе рыночного стратегического планирования // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. — 2020. — № 3. — С. 79–86.

9. Тхориков Б.А., Герасименко О.А. «Пространственная активность клиентов» — новый источник конкурентных преимуществ компании розничной торговли // Практический маркетинг. — 2022. — № 1 (298). — С. 3–15.

1. Chandler A.D., Jr. Strategy and Structure: Chapters in the History of American Enterprise. MIT Press: Cambridge, MA. — 1962.

2. Chandler A.D., Jr. The Visible Hand: The Managerial Revolution in American Business. Belknap press: Cambridge, MA. — 1977.

3. Chandler A.D., Jr. Scale and Scope: The Dynamics of Industrial Capitalism. Belknap, Harvard University press: Cambridge, MA. — 1990.

4. Andrews K.R. The Concept of Corporate Strategy. Dow Jones-Irwin: Homewood, IL. — 1971.

5. Borden Neil H. The Economic Effects of Advertising. Homewood, 111: Richard D. Irwin, 1942.

6. Borden Neil H., Marshall M.V. Advertising Management: Text and Cases. Homewood, III: Richard D. Irwin. — 1959.

7. Borden Neil H. The Concept of the Marketing Mix. Journal of Advertising Research, 1984. — Volume II. — R. 7–12.

8. Gerasimenko O.A., Tkhorikov B.A. Kontent-analiz, osnovnye vekhi i podkhody geomarketinga v sisteme rynochnogo strategicheskogo planirovaniia [Content analysis, main milestones and approaches of geomarketing in the system of market strategic planning] // Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Ekonomika [Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics]. — 2020. — No.3. — P. 79–86. (In Russ.)

9. Tkhorikov B.A., Gerasimenko O.A. «Prostranstvennaia aktivnost klientov» — novyi istochnik konkurentnykh preimushchestv kompanii roznichnoi torgovli [«Spatial activity of customers» — a new source of competitive advantages for a retail company] // Prakticheskii marketing [Practical Marketing]. — 2022. — No. 1 (298). — P. 3–15. (In Russ.)

Вопросы поиска новых конкурентных преимуществ становятся центральной задачей стратегического маркетингового планирования. Актуальность проблемы имеет подтверждение достаточно большим числом публикаций как практиков в сфере маркетинга, так и ряда академических исследователей. Интуитивные способы выбора конкурентных преимуществ выражены в пропаганде и наращивании подхода онлайн-торговли как возможности роста числа компаний и KPI. Однако авторы ряда исследований (Ф. Котлер, Х. Картаджайа) прогнозируют сочетание он- и офлайн-торговли в соотношении 50/50, подчеркивая, что необходимо оперативно и мобильно подстраиваться под новые вызовы внешней и внутренней среды.

Еще одна тенденция конкурентных преимуществ — управление пространственной активностью клиента и готовность его к движению. В результате компании, обладая информацией о расстоянии в передвижении, могут маркетинговыми инструментами и «уловками» привлекать клиентов в иные зоны городского пространства, но при этом имеющими иные арендные условия.

Изначально в фокусе научного внимания стратегического планирования находились процессы разработки эффективной долгосрочной стратегии компании. Среди основных идейных ученых выделим A. Chandler (1962, 1977, 1990) [1, 2, 3], К. Andrews (1971) [4], Н. Ansoff (1965, 1989, 1999), Н. Mintzberg (1978, 1990, 1991, 1994), M. Porter (1980, 2005, 2007).

В 1964 г. Neil H. Borden [5, 6, 7] придумал и использовал термин «маркетинг-микс» 4Р, в том числе как элемент маркетингового плана при разработке стратегии. Развитие концепции «маркетинг-микс» происходит в научных работах M. Kotler, E.J. McCarthy, S. Shapiro, W. Perreault. Цепочка взаимодействия с клиентом выстраивалась на принципах ценовых и функциональных характеристик товаров и услуг. Как правило, все что производилось, то и покупалось. Отсутствовала потребность в завоевании конкурентных позиций, внешние и внутренние условия были достаточно стабильными и устойчивыми.

Переосмысление и поиск новых источников конкурентных преимуществ происходит после нефтяного мирового кризиса в 1973 г. Компании розничного бизнеса адаптируются к новым условиям в форме построения имитационных бизнес-моделей, развития франшиз. Элемент Place в концепции маркетинг-микс формируется в маркетинговом плане как максимальное приближение к клиентопотоку, которое, по мнению владельцев бизнеса, гарантирует получение определенного дохода. Ряд зарубежных исследователей (J. Bitner, B. Booms, J. Culliton, A. Frey, Ch. Dev, D. Schultz) предлагают дополнить и расширить возможности применения элементов концепции маркетинг-микс (люди, процессы и физическое окружение и пр.) в новых социально-экономических условиях.

Для Цитирования:
Герасименко О. А., Стратегическое планирование розничного бизнеса: актуализация и развитие контурных элементов геомаркетинга. Лизинг. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: