Мировая практика свидетельствует, что в любых экономических условиях государственный сектор экономики служит ключевой экономической опорой и основой экономической безопасности страны. Государство участвует в осуществлении крупных народно-хозяйственных проектов, а при условии эффективного управления роль государственного сектора в достижении макроэкономических показателей может быть достаточно весомой. В России крупнейшие организации с государственным участием представлены в девяти отраслях материального производства (главным образом в нефтяной и нефтегазовой промышленности, машиностроении) и в банковской сфере. Участие государства в предприятиях указанных отраслей за последние несколько лет выросло: в нефтяной и нефтегазовой промышленности с 61% в 2014 году до 63% в 2017 году, в банковской сфере за тот же период — с 86 до 92%. По данным издания Forbes, на конец 2018 года «госкомпании контролируют более 90% банковского и страхового секторов, 63% нефтегазовой отрасли, 73% транспортной индустрии, на них трудятся более четверти экономически активного населения» [1].
Обрушившийся на экономику глобальный финансово-экономический кризис, в значительной мере связанный с пандемией COVID-19, предъявляет новые вызовы к реформированию отечественного государственного сектора. Необходима его переориентация на решение социально значимых проблем, в первую очередь на развитие отечественного здравоохранения.
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», здравоохранение представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского характера, осуществляемых органами государственной власти в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи1 .
Система здравоохранения представлена совокупностью организаций, институтов, форм управления и ресурсов, предназначенных для улучшения здоровья населения; она призвана обеспечивать реализацию здравоохранительной политики государства. Однако, как свидетельствует текущая ситуация в стране, проводимая в последние десятилетия здравоохранительная политика государства полностью провалена. Главные принципы ранее существовавшей государственной политики были кардинально изменены — в частности, принцип мгновенной мобилизации был заменен на принцип минимальной достаточности страховой медицины, при котором денежные средства следуют за пациентом.