По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08; 658.1

Стратегический подход к обеспечению безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД»

Рудановский В.М. канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, АО «ВНИИЖТ», отделение «Комплексные исследования по взаимодействию пути и подвижного состава (КИ)» 107996, Москва, 3‑я Мытищинская ул., д. 10, E-mail: Rudanovsky.Valery@vniizht.ru

Приведенные в статье подходы и принципы отражают некоторые научные положения, лежащие в основе разработки и формирования стратегических концепций и планов обеспечения безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «Российские железные дороги». Они представлены в двух аспектах: с позиций научных подходов к разработке стратегий, основанных на методологии стратегического управления, и с позиций современных научных представлений о безопасности и надежности как предметной области разрабатываемых стратегий.

Литература:

1. Вишняков О. Л. Стратегический менеджмент // Консалтинговая компания «IDS Scheer/Логика бизнеса». — 2004. — 15 с.

2. SWOT-анализ. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org›wiki/SWOT-анализ (дата обращения: 15.06.2017).

3. IRIS. Международный стандарт железнодорожной промышленности. Европейский союз железнодорожной промышленности (UNIFE). Версия 02 // Перевод на русский НП «ОПЖТ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iso-management.com/ wp-content/uploads/2013/12/IRIS-02-RUS. pdf (дата обращения: 17.06.2017).

4. SMART. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org›wiki/SMART (дата обращения: 17.06.2017).

5. Organizational models of accidents. From Wikipedia, the free encyclopedia [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Organizational_ models_of_accidents (дата обращения: 17.06.2017).

6. Reason J. Human Factors: A Personal Perspective // Human Factors Seminar (Helsinki, 13 February 2006). — 26 slides.

7. Рудановский В. М. Методика определения причинно-следственных связей нарушений безопасности движения // Вестник ВНИИЖТ. — 2014. — № 3. — С. 17–23 (статья перепечатана в ж-ле «Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте». — 2015. — № 3. — С. 19–30).

8. Рудановский В. М. О переходе к современной системе менеджмента безопасности движения на железнодорожном транспорте // Железнодорожный транспорт на современном этапе: сб. трудов ученых к 70-летию аспирантуры / Под ред. Б. М. Лапидуса, Г. В. Гогричиани. — М.: ВМГ-Принт, 2014. — С. 129–139.

9. Гапанович В. А. Система УРРАН — универсальный инструмент поддержки принятия решений // Железнодорожный транспорт. — 2012. — № 10. — С. 16–22.

Необходимым условием существования и развития компании является способность руководителей определять направления развития и принимать решения, которые будут соответствовать будущим реальностям. Для этого мобилизуются ресурсы для становления адекватного видения перспективы компании в меняющейся внешней среде и формируются механизмы разработки, реализации и мониторинга стратегии.

При этом руководители чаще всего озабочены определением целей и формированием потенциала для достижения лидерства на рынке, роста доходов, увеличения стоимости бизнеса за счет интенсификации или перепроектирования бизнес-процессов, отказа от некоторых не оправдавших себя и задействования новых видов деятельности, организационного слияния, поглощения или реструктуризации на основе использования процессного подхода и сбалансированной системы показателей [1].

В то же время существуют такие стороны деятельности компаний, которые непосредственно не направлены на рост их доходности или иное финансовое благополучие, а как раз наоборот, — требуют определенных затрат, на первый взгляд — непроизводительных. Эти стороны деятельности чаще всего являются сопутствующими, выполнение которых является обязательным требованием государства и общества: обеспечение безопасности (всех видов), надежности, санитарии и гигиены, предупреждение неблагоприятного воздействия на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления и т. п.

Холдинг «РЖД» является крупнейшим в Российской Федерации и в мире объединением хозяйствующих субъектов. Основная направленность его деятельности — предоставление железнодорожных перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа. В этой деятельности обеспечение безопасности и надежности таких перевозок является сопутствующей стороной деятельности и в то же время необходимым условием качества перевозок. При этом объективные обстоятельства таковы, что масштабы усилий субъектов холдинга по обеспечению безопасности и надежности перевозочного процесса стали сопоставимы с масштабами усилий по обеспечению и развитию их бизнес-процессов. Эти усилия часто встраиваются друг в друга, находятся в неразрывном единстве.

Для Цитирования:
Рудановский В.М., Стратегический подход к обеспечению безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД». Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2017;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: