По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.01

Стратегический менеджмент организации

В условиях нестабильного внешнего окружения предприятия (организации) вынуждены все в большей степени заботиться о проблемах выживания и повышения эффективности системы управления. Организационные структуры предприятия (организации) в этих условиях становятся более гибкими, децентрализованными и устойчивыми, позволяющими быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения. Возникновение и практическое использование методологии стратегического управления вызваны объективными причинами, вытекающими из характера изменений, в первую очередь во внешней среде предприятия. Такая методология в значительной мере способствует адаптации предприятия к изменяющимся условиям и повышению его экономической и производственной устойчивости.

Довольно непросто дать однозначное определение понятия «стратегия», поскольку оно настолько многогранно, что даже при незначительном изменении точки зрения на него картина меняется весьма существенно.

Стратегия — это средство достижения конечного результата. Она объединяет все части предприятия (организации) в единое целое и охватывает все основные аспекты его деятельности. Фактически стратегия — это долгосрочный план действий. И в то же время она обеспечивает совместимость всех частей планов предприятия (организации). При этом она дает ответы на ключевые вопросы относительно сущности и направленности деятельности предприятия (организации).

Что же представляет собой наш бизнес сегодня? Каким он должен стать завтра? Каковы наши товары, функции, рынки? Ответы на эти ключевые вопросы способствуют правильному восприятию сложившейся ситуации и помогают выработке эффективной стратегии и планов деятельности предприятия (организации).

Современные исследователи понятия «стратегия» в общем его определении сходятся, хотя при расшифровке отдельных его составляющих занимают различные позиции. Например, известный американский исследователь в области управления и автор многочисленных работ по данной тематике Джеймс Брайан Куинн считает, что стратегия должна:

— содержать ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела;

— поддерживать инициативу;

— концентрировать главные усилия в нужное время в нужном месте;

— предусматривать такую гибкость поведения, чтобы использовать минимум ресурсов для достижения максимального результата;

— обозначать скоординированное руководство;

— предполагать корректное расписание действий;

— обеспечивать гарантированные ресурсы.

Другой видный специалист и теоретик в области управленческой деятельности, Генри Минцберг (Канада), считает, что менеджменту как науке и как профессии невозможно обучиться в стенах университета, и только с опытом могут прийти понимание бесконечных нюансов управленческого процесса, способность вписывать собственные знания в заданный контекст. Понятие «стратегия» он определяет через так называемую комбинацию пяти «П»:

Для Цитирования:
Стратегический менеджмент организации. Управление качеством. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: