По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 343.1

Страсти по профстандартам: законодательство и правоприменение

Лебедев В. А. канд. экон. наук, заведующий учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций ФГБУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36
Лебедева Е. И. канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт ИПБ России, e-mail: avpra@mail.ru

Рассмотрены вопросы обязательного и рекомендательного порядка применения профессиональных стандартов; новеллы Федерального закона «О независимой оценке квалификации», которые вступают в силу 1 января 2017 г. Проведен анализ соответствующих поправок в Налоговый и Трудовой кодексы; социальных вычетов, уменьшения налогооблагаемой базы; установления дополнительных гарантий и компенсаций работникам в связи с прохождением ими независимой оценки квалификации. Предлагается на уровне федерального закона доуточнить организационно-правовую форму центра оценки квалификации, установить требования к составу участников этой организации, критерии независимости оценки квалификации.

Литература:

1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru.

3. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Федеральный закон от 03.07.2016 № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru.

6. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

7. Лебедева Е. И. Актуальные вопросы практики применения трудового законодательства // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2016. — № 1.

8. Лебедева Е. И. От рынка дипломов к рынку квалификаций // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2016. — № 5.

С июля 2016 г. действуют поправки в Трудовой кодекс РФ, внесенные в раздел «Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников» [2].

В части порядка применения профессиональных стандартов все профессиональные стандарты можно условно отнести в отдельных случаях к обязательным, в других — к рекомендательным.

Так, «обязательные» профессиональные стандарты — те, которые работодатель обязан применять к конкретному работнику, если федеральным законодательством предусмотрены требования к квалификации, необходимой этому работнику для выполнения определенной трудовой функции (в части указанных требований) (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ). Рекомендательный характер носят те же профессиональные стандарты, но работодатель вправе применять их уже в качестве основы для определения требований к квалификации работника, если обязательность применения профессиональных стандартов к квалификации таких работников не установлена федеральным законодательством (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Таким образом, на вопрос, в каком порядке работодателям применять профессиональные стандарты, законодатель отвечает, указывая на характер применимости профессиональных стандартов в обязательном или рекомендательном порядке, — этим до недавнего времени и ограничивалась дифференциация порядка применения профессиональных стандартов работодателями. Как показывает правоприменительная практика, порядок применения профессиональных стандартов требует дифференциации в зависимости от формы собственности (государственной или частной) и организационноправовой формы организаций (коммерческих или бюджетных).

Регулирование трудовых отношений изначально устанавливает единые обязанности для всех работодателей и единые гарантии для всех работников. На федеральном уровне установлена взаимозависимость квалификационных требований и должностей. Так, если федеральный закон связывает выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то в этих случаях наименование таких должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в соответствующем профессиональном стандарте (ст. 57 ТК РФ). Очевидно, что в противном случае положения профессиональных стандартов носят только рекомендательный характер.

Для Цитирования:
Лебедев В. А., Лебедева Е. И., Страсти по профстандартам: законодательство и правоприменение. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: