Провозглашенный в Конституции РФ [1] принцип социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, предполагает формирование и функционирование системы социального обеспечения (включая обязательное социальное страхование как особую организационно-правовую форму социальной защиты работников), гарантирующей необходимый уровень жизни индивида при наступлении социальных рисков.
Применительно к работникам принято говорить о компенсации им утраченной заработной платы как о социальном страховом риске, который реализуется в связи с наступлением страховых случаев. Их перечень закреплен в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [2] — это достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пенсионное обеспечение является одной из составляющих системы социального обеспечения. Признавая его значимость, в 2020 г. в числе поправок, внесенных в Конституцию РФ, было положение ч. 6 ст. 75 о том, что в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование.
Пенсионное обеспечение граждан, в первую очередь обеспечение работников страховыми пенсиями, зависит от факта осуществления работы или иной общественно полезной деятельности, а также от характера этой деятельности и ее продолжительности. Определяя указанные характеристики, принято говорить о трудовом стаже и его разновидностях.
В науке права социального обеспечения предложено рассматривать трудовой стаж как продолжительность трудовой, иной общественно полезной деятельности, а также некоторых периодов времени, с которыми связаны правомочия граждан в сфере социального обеспечения [3, c.63]. В действующем законодательстве термин «трудовой стаж» упоминается в более узком контексте, в Федеральном законе от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» [4], согласно которому трудовой стаж — учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон о страховых пенсиях) [5]. Применительно к работе по трудовому договору, некоторым сходным видам деятельности как основаниям формирования пенсионных прав необходимо говорить о страховом стаже.