Собеседование — это большая ответственность. Как за 30 минут оценить человека, понять, кого можно принять в команду, а с кем лучше сразу вежливо попрощаться? Многие руководители предпочитают во время собеседования человека испытывать: задают сложные, порой противоречивые вопросы, просят выполнить задания, тесты, предлагают решать кейсы. По результатам этих испытаний принимают решения, часто на основе баллов или других измеримых показателей, стремясь придать своей оценке объективность.
Другие предпочитают путь мягкой и доброжелательной беседы, ведь речь — это отражение мышления. Невозможно «влезть к человеку в голову», но создать комфортную атмосферу для общения достаточно просто: уютное место, тишина, вкусный кофе, дружеский стиль общения. Всё это помогает кандидату расслабиться. Несколько шуток и веселых корпоративных историй достаточно быстро снимают с человека «доспехи» шаблонных социально-правильных речевых заготовок. Далее остается только задавать вопросы и внимательно слушать ответы.
Если вам важно понять, как человек относится к работе, что его мотивирует, как он строит отношения с клиентами и коллегами, насколько привержен корпоративным ценностям, попросите его рассказать:
- о компаниях, в которых он работал. Именно о компаниях как бизнесах, а не о должностных обязанностях, исполняемых в процессе работы;
- продуктах или услугах, насколько они интересны и привлекательны, пользовался ли он сам этими товарами;
- руководителях на разных местах работы;
- коллегах.
Также поинтересуйтесь, считает ли он справедливой зарплату, которую ему платили, и почему он так думает. Что он считает своими достижениями и как их оценивает. Вопросы можно задавать в любой последовательности, важно «собрать поле» развернутых ответов. И если на этой пестрой лужайке как красные маки расцвели следующие пять фраз, у вас точно есть повод насторожиться и еще раз обдумать кандидатуру соискателя.
Если человек плохо отзывается о продукте, товаре, услуге своей, пусть и бывшей, компании, значит, он недостаточно умен. В противоположном случае он бы понял, что новый работодатель спрашивает о прошлом не из любопытства, а из желания понять степень лояльности к работодателю и приверженности корпоративным ценностям. Товары и услуги, к сожалению, далеко не всегда соответствуют нашему представлению о прекрасном, но свое отношение можно выразить в более корректной формулировке: «Бренд был на этапе запуска/мы только осваивали новую технологию/на производстве иногда случались накладки/тогда в нашей компании еще не было отдела качества».