ДОСЬЕ
Лейла Павлова, Бизнес-консультант, управляющий партнер и основатель консалтингового агентства «Between2Countries». Опыт управления международными закупками и формированием коллекций начался с сети магазинов «Старик Хоттабыч», «ЦентрОбувь», «Нome Centre». На рынке бизнес консультантов с 2016 года: реализует проекты по ВЭД, международным закупкам, операционному менеджменту, товарно-финансовому и ассортиментному планированию, повышению эффективности управления товарными запасами, оптимизации цепочек поставок. Имеет программы обучения для категорийных менеджеров. Опыт международных закупок с 1998 г.
Мы получаем все изменения по факту, та система кризисов, к которой мы привыкли, сейчас дополняется новыми понятиями.
Что позитивно во всех кризисах, которые сейчас происходят? Это то, что все стандарты, весь мир связан с новой ситуацией и начинает выстраивать ее по-новому. Россия только 30 лет строит свой ритейл-бизнес, вошла в эпоху его формирования, и сейчас мы сталкиваемся с 4 крупными проблемами, которые полностью влияют на всю нашу жизнь. Это:
1. Гиперурбанизация. Населения массово переезжает в города.
2. Дестабилизация рынка. Мы привыкли, что к нам приходят европейские компании, которые дают нам готовые решения. Мы берем эти готовые решения по маркетингу, по продвижению, по брендам. Для человеческой психики удобно: когда мы получаем готовые решения, мы не думаем сами. Те решения, которые приносили на российский рынок в готовом виде, так или иначе были очень успешными.
3. Изменения климата. Это влияет на психосоматику, на поведенческие паттерны, на биологию вокруг нас, даже на набор продуктов, который появляется у нас в холодильнике. Мы по-другому одеваемся и ощущаем себя. Многие эти моменты накладываются на поведение, на продажи и на стратегический маркетинг, который мы должны выстраивать внутри своего бизнеса.
4. Эра онлайн. Неожиданно к нам пришел интернет, и от коронавируса, когда мы были в изоляции, тоже появились свои плюсы: мы привыкли к дополнительным изменениям, что очень стабилизировало нас сегодня. Вся продуктовая линейка перешла в два состояния: в живом магазине, и в виртуальном магазине. Если взять не только Россию, но и страны СНГ (потому что психология выстраивания продаж — абсолютно одинаковая), население делится на 4 очень крупных кластера (я бы поделила даже на 5):