По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 343.1

Стипендиальный фонд вуза: вопросы использования

Лебедев В. А. кандидат экономических наук, начальник отделения ФМЭСИ, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 117997 Москва, Стремянный переулок, 36 E-mail:avpra@mail.ru
Лебедева Е. И. кандидат юридических наук, доцент кафедры права, эксперт ИПБ России, e-mail:avpra@mail.ru

В статье рассмотрены последние изменения действующего законодательства об использовании вузом стипендиального фонда; проведен анализ норм, регламентирующих критерии использования стипендиального фонда на выплату повышенных стипендий, в том числе, за достижения в общественной деятельности студентов; рассмотрены меры административной и уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных ассигнований и порядок их применения.

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2016) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.02.2014 № 139 «Об установлении требований к студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, которым назначается государственная академическая стипендия» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 № 945 «О порядке совершенст-вования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

7. Лебедева Е.И. Хозяйственная жизнь бюджетного учреждения: правовые аспекты // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. – 2015. – № 11-12.

В соответствии со ст. 36 Закона «Об образовании в Российской Федерации» [4] выплаты государственной академической стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения, имеют определенную цель – «стимулировать и (или) поддерживать освоение студентами вуза соответствующих образовательных программ».

При этом государственная академическая стипендия назначается только тем студентам, успехи которых соответствуют установленным требованиям. Так, например, студенты, обучающиеся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, могут получать государственную академическую стипендию только при отсутствии по итогам промежуточной аттестации оценки «удовлетворительно», а также при отсутствии академической задолженности [5].

Следование вуза этому правилу приводит к тому, что часть стипендии не распределяется: по итогам промежуточной аттестации не все студенты могут преодолеть эти барьеры. Одни получают оценки ниже установленного предела, другие имеют академическую задолженность.

С другой стороны, размер стипендиального фонда определяется исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального (регионального, местного) бюджета и нормативов, установленных по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся. Если нерадивые студенты остаются без стипендии, по крайней мере, до ликвидации академической задолженности, то в стипендиальном фонде образуется иногда весьма значительная нераспределенная часть бюджетных ассигнований.

Правилами [6] стипендиального обеспечения студентов федеральных вузов установлено, что бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на совершенствование стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных вузах, используются на увеличение стипендиального фонда и назначение повышенных государственных академических стипендий студентам, имеющим достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности.

Для Цитирования:
Лебедев В. А., Лебедева Е. И., Стипендиальный фонд вуза: вопросы использования. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: