Характерной чертой рыночной экономики является нарастание остроты конкурентного противостояния субъектов хозяйственной деятельности. При этом одним из основных факторов успеха в борьбе за рыночные позиции становится инновационная деятельность предприятия. Мировая практика показывает, что успеха достигает не тот, кто ограничивается задачами увеличения объема производства, а тот, кто выходит на рынок с новой, как минимум модифицированной продукцией. И эта смена поколений продукции происходит в стране с заметным ускорением.
Конкурентные преимущества в существенной мере достигаются в результате реализации инноваций, состоящих в переходе системы из некоторого исходного состояния к результирующему, характеризуемому более высоким уровнем совершенства. Требования инновационного развития объективно относятся как к народному хозяйству в целом, так и к отдельным субъектам бизнеса или их группам. При этом инновационная деятельность свойственна любым масштабам и типам организации производства.
Возможности достижения успеха, однако, различны для крупных, средних и малых предприятий. Это связано с необходимостью существенных затрат на осуществление инновационных процессов. Априори можно утверждать наибольшие трудности в малом бизнесе, финансовые возможности которого весьма ограниченны. Этим определяются и характер инновационной деятельности в малом бизнесе, ее процессная или продуктовая направленность.
Оценивая роль малого и среднего бизнеса в национальной экономике, следует установить необходимость и возможность его инновационного развития. Инновационные процессы должны все более определять генеральную линию перспективного развития предприятия. Из этого в современных условиях вытекает важность исследований нарастающего влияния новых технологий на принципы функционирования субъектов бизнеса. Инновационная деятельность из частной функциональной задачи переходит на уровень общей стратегической цели.
Вместе с тем нуждаются в развитии и становятся проблемными вопросы планирования инновационной деятельности субъектов бизнеса, необходим анализ этапов исследования новых идей от их появления до коммерческого использования, роли каждого этапа. Не менее важными являются вопросы, связанные с характером инноваций по содержанию и масштабам деятельности применительно к субъектам малого и среднего бизнеса, ролью информационной составляющей в развитии предприятий, возможностями и целесообразностью объединения усилий субъектов в интересах локальных и масштабных задач, а также с методическим инструментарием их организационной деятельности и стимулированием этой деятельности.