По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5.011

Стимулирующие факторы инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства

В современных условиях производственной деятельности важным фактором является создание достаточных конкурентных преимуществ для выпускаемой и направляемой на рынок продукции. Такие преимущества в значительной мере достигаются в результате реализации инноваций, состоящих в переходе системы из некоторого исходного состояния к результирующему, характеризуемому более высоким уровнем совершенства. Требования инновационного развития объективно относятся не только к народному хозяйству в целом, но и к отдельным субъектам бизнеса и их группам. Игнорирование и несоблюдение этих требований могут привести к нежелательным для хозяйствующего субъекта последствиям. О том, каким образом этого избежать, в том числе на примерах предприятий (компаний) других стран, дается краткая информация в настоящей статье.

Литература:

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. — СПб.: ИД «Питер», 2006.

2. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент. — М.: Юнити-Дана, 2009.

4. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. — М.: Инфра-М, 2003.

5. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. — 2007. — № 4.

6. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. — М.: Инфра-М, 2005.

7. Шапиро В.Д. Управление проектами. — М.: Юнити, 2008.

Характерной чертой рыночной экономики является нарастание остроты конкурентного противостояния субъектов хозяйственной деятельности. При этом одним из основных факторов успеха в борьбе за рыночные позиции становится инновационная деятельность предприятия. Мировая практика показывает, что успеха достигает не тот, кто ограничивается задачами увеличения объема производства, а тот, кто выходит на рынок с новой, как минимум модифицированной продукцией. И эта смена поколений продукции происходит в стране с заметным ускорением.

Конкурентные преимущества в существенной мере достигаются в результате реализации инноваций, состоящих в переходе системы из некоторого исходного состояния к результирующему, характеризуемому более высоким уровнем совершенства. Требования инновационного развития объективно относятся как к народному хозяйству в целом, так и к отдельным субъектам бизнеса или их группам. При этом инновационная деятельность свойственна любым масштабам и типам организации производства.

Возможности достижения успеха, однако, различны для крупных, средних и малых предприятий. Это связано с необходимостью существенных затрат на осуществление инновационных процессов. Априори можно утверждать наибольшие трудности в малом бизнесе, финансовые возможности которого весьма ограниченны. Этим определяются и характер инновационной деятельности в малом бизнесе, ее процессная или продуктовая направленность.

Оценивая роль малого и среднего бизнеса в национальной экономике, следует установить необходимость и возможность его инновационного развития. Инновационные процессы должны все более определять генеральную линию перспективного развития предприятия. Из этого в современных условиях вытекает важность исследований нарастающего влияния новых технологий на принципы функционирования субъектов бизнеса. Инновационная деятельность из частной функциональной задачи переходит на уровень общей стратегической цели.

Вместе с тем нуждаются в развитии и становятся проблемными вопросы планирования инновационной деятельности субъектов бизнеса, необходим анализ этапов исследования новых идей от их появления до коммерческого использования, роли каждого этапа. Не менее важными являются вопросы, связанные с характером инноваций по содержанию и масштабам деятельности применительно к субъектам малого и среднего бизнеса, ролью информационной составляющей в развитии предприятий, возможностями и целесообразностью объединения усилий субъектов в интересах локальных и масштабных задач, а также с методическим инструментарием их организационной деятельности и стимулированием этой деятельности.

Для Цитирования:
Стимулирующие факторы инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства. Управление качеством. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: