Современный этап развития рынка потребления товаров характеризирует высокой насыщенностью его товарами многих однородных групп товаров, вследствие чего создается сильная конкурентная среда. В этих условиях возникает необходимость активного продвижения товаров с применением разнообразных средств и методов маркетинга. К числу таких средств относится традиционные и интегрированные маркетинговые коммуникация, при этом зачастую традиционные, в одиночку оказываются не эффективными. Поэтому на современном этапе многие организации предпочитают интегрированные маркетинговые коммуникации, отличающиеся от традиционных МК комплексным их применением, что обуславливает синергический эффект, усиливающий результативность каждой отдельно взятой МК. Согласно правило синергия 1+1=3 [1].
К числу интегрированных маркетинговых коммуникаций относится стимулирование сбыта, основанное на формировании спроса на товары (услуги) с использованием ценовых и неценовых факторов.
Стимулирование сбыта — это вид маркетинговых коммуникаций, направленных на обеспечение мероприятий по созданию и поддержанию потребительских предпочтений товарам (услугам) организации, что способствует увеличению объемов продаж.
В отличие от методов PR, которые повышают узнаваемость бренда и формируют лояльность в долгосрочной перспективе, стимулирование сбыта ориентировано на продажи и использует кратковременные способы повысить интерес к товару.
Классификация методов стимулирования предоставлены в табл. 1.
Методы стимулирования сбыта подразделяются на пять основных групп: ценовые, неценовые (материальные), нематериальные, сервисные, активные (игровые).
Ценовые методы — это методы, основанные на изменении и условиях оплаты товаров.
Эти методы в свою очередь подразделяются на следующие подгруппы: скидки; кредитование; комплектование товаров, установленные договорных (рекомендуемых) цен; цены на возврат купленных товаров.
Скидки — это наиболее распространенный метод ценового стимулирования спроса и экономического подкрепления товаров.