Глобализация мировой экономики послужила импульсом для развития и интернационализации финансовых рынков и мировой торговли, формирования транснациональных корпораций (ТНК), операционные подразделения которых работают в условиях различных национальных общепринятых принципов бухгалтерского учета (ОПБУ – GAAP)1.
Вместе с тем в течение последних десятилетий проявилась тенденция компаний быть «креативными» в вопросах бухгалтерского учета отдельных операций, что приводит к злоупотреблениям и манипулированию финансовой отчетностью, которая перестает адекватно отражать экономические реалии деятельности компаний. В частности, менеджмент зачастую проявляет «креативный» подход при отражении «забалансового финансирования» (off -balance sheet fi nancing)2: манипулирование временем признания прибыли (profi t manipulation or smoothing)3, «приукрашивание (вуалирование)» баланса (window-dressing)4.
Рост деловой активности невозможен без унификации стандартов финансовой отчетности, так как различия в учетных системах приводят к дополнительным издержкам, которые связаны с анализом финансовой отчетности и «качества» прибыли.
— Приоритет баланса – до появления МСФО большинство учетных систем ориентировались на отчет о прибылях и убытках. Основные пользователи отчетности, составленной по МСФО, – инвесторы заинтересованы в увеличении капитала компании и стоимости ее имущества. Поэтому понятие «прибыль» заменяется понятием «совокупный доход» – изменением стоимости чистых активов.
— Отход от оценки статей отчетности по первоначальной, «исторической» стоимости (себестоимости) в пользу оценки по справедливой стоимости, что позволяет увеличить эффективность управления, т. к. ориентируется не на устаревшие «исторические» затраты, а на состояние рынка.
— Отход от концепции собственности в пользу концепции контроля. Порядок исчисления оценок в МСФО связан с концепцией контроля над активами. Имуществом компании считаются не принадлежащие на праве собственности, а контролируемые ею активы. Начало и прекращение признания активов в отчетности обусловлено не их формальной юридической принадлежностью, а намерениями сторон относительно будущего порядка использования данных активов. Проданные активы прекращают признаваться в отчетности только в случае утраты контроля над ними.