Кризисные явления в социальноэкономической жизни общества во многом способствовали утрате престижа профессиональной деятельности врача.
Сегодня медицинская профессия сталкивается с особыми проблемами, на что указали 25 преподавателей, работающие на разных кафедрах во время проведения фокус-группы (2013 г.). Цель занятия: выяснить проблемы, которые мешают качественно обучать студентов, ординаторов в стенах Первого МГМУ. Насколько успешна мотивация обучаемых? Приведем пример предложений по проблемам, которые, по мнению опрошенных, мешают им реализовать процесс обучения студентов на желаемом высоком инновационном уровне.
1. Организация учебного процесса. Необходимо проводить более качественный профессиональный отбор абитуриентов. Отчислять в процессе обучения неуспевающих студентов вне зависимости от формы обучения (платная или бесплатная). Оставлять обучаться только заинтересованных. Необходимо уменьшить число студентов в рабочих группах с 25 до 5–7 чел. Увеличить количество практических занятий.
2. Материально-техническое оснащение. Необходимо закупать современную аппаратуру для занятий, а также все виды расходных материалов в достаточном количестве (начиная от реагентов и заканчивая резиновыми перчатками) необходимо библиотеку снабдить новыми учебными пособиями, новыми современными научными материалами. В настоящее время выделяемых средств недостаточно, чтобы обновить библиотечный фонд. Наладить издательскую работу в университете, поскольку в настоящее время выпуск методических пособий занимает крайне продолжительное время.
3. Кадровые решения. Необходимо организовать для преподавателей специализированные курсы по обучению компьютерным навыкам и английскому языку. Снизить, насколько это возможно, объем «бумажной работы», которая возложена на преподавателей по заполнению различных форм. Имеющиеся стандартные формы утвердить и не вносить в них постоянные поправки. Повысить зарплату преподавателям.
Согласимся, что некоторые выводы преподавателей Первого МГМУ им. И.М. Сеченова коррелируются с идеями социолога Эверетта Ч. Хьюза о том, что медицинское образование трактуется...как переход из обывательской медицинской культуры в профессиональную, как освоение социальной роли врача, сопряженное с целым рядом трудностей, дилемм и выборов» [7].
Академик РАМН, профессор А.В. Решетников четко сформулировал мысль о значимости и важности медикосоциологических исследований статуса и социальной роли любого врачапрактика: «...понимание собственной роли и социальной роли пациента помогает снизить количество ошибок в прогнозировании последовательности действий» [2].
Понимание позиции врача, его роли в обществе, особенностей врача в век научно-технической революции, динамики личности врача в связи с изменением социальных условий профессор С.А. Ефименко излагает следующим образом: «Позиция врача как носителя определенных ценностей и норм, члена социальной группы, личности; его поведенческие установки и реальные действия являются определяющими в вопросах качества оказываемых медицинских услуг и обеспечения стабильного функционирования системы здравоохранения в новых условиях» [1].
Ни у кого не вызывает сомнений высокая социальная значимость профессии врача. Проблем в области здравоохранения, медицинском образовании бесчисленное множество. В средствах массовой информации врачей обвиняют в отсутствии человеколюбия, сострадания, в бестактности; подозревают их в некомпетентности, в невыполнении врачами своего долга [4].
В условиях модернизации отечественного образования и реформирования здравоохранения возрастает роль медицинского вуза как института образования и социализации личности нового поколения специалистов. В исследованиях последних лет отмечается, что вузовская среда не предоставляет возможностей для проявления активности студента, слабо воздействует на чувства и эмоции молодого человека. Настораживает повышение уровня агрессивности у студентов. В ряду мотивов выбора профессии престижность труда врача отходит на последнее место. По нашим опросам, 30% выпускников медицинских вузов не желают работать по специальности, соответственно, имеют отличную от профессиональной программу конструирования жизненной среды [5].
Следует откровенно сказать, что коммерциализация медицины, сделавшая ее доходной отраслью человеческой деятельности, нередко существенно снижает чистоту помыслов и бескорыстия, которыми славились врачи прошлых веков и тысячелетий.
Для того чтобы оценить справедлива ли, объективна ли критика различных социальных групп в адрес врачей, мы провели социологическое исследование.
Цель исследования: выявить мнение разных социальных групп о причинах снижения престижа профессии врача.
Исследование проводилось в 2010–2011 гг. среди преподавателей медицинских вузов восьми городов Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Ярославль, Волгоград, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток).
Исследование включало серию глубинных интервью с агентами следующих целевых групп: практикующих врачей, преподавателей медицинских вузов, студентов медицинских вузов. Использовался метод личного интервью по формализованной анкете.
Предваряя результаты исследования, приведем высказывание блестящего врача-кардиолога, нобелевского лауреата и ученого Б. Лауна: «Значительная часть медицинской статистики основана на анализе больших групп населения, а врач имеет дело с конкретными людьми. Никогда нельзя быть уверенным в том, что конкретный человек будет соответствовать среднестатистическим данным. Точные цифры, приводимые в медицинской статистике, по большому счету не имеют отношения к живым людям. При столкновении с неопределенностью врач всегда должен быть на защите пациента» [4].
Рассмотрим состояние престижа профессии врача по оценкам практикующих врачей. Представители данной группы были настроены довольно пессимистично в оценках престижа профессии. На вопрос «По Вашему мнению, сегодня в российском обществе престиж врача высокий или низкий?» более половины опрошенных врачей (57%) заявляли о низком уровне престижа профессии врача. Чуть более трети указывали на средний уровень престижа (36%) и только 4% оценивали свою профессию как престижную. Это почти в 5 раз ниже, чем оценки уровня престижа профессии врача, сделанные населением.
Такие оценки свидетельствуют о том, что врачи лучше осведомлены о положении дел в практическом здравоохранении, непосредственно взаимодействуют в рамках своей профессиональной деятельности с населением и не имеют иллюзий относительно места профессии врача в социальной иерархии. Заниженные самооценки престижа своей профессии у врачей действуют как мощный демотиватор, ограничивающий потенциал их профессионального роста, что в конечном итоге может влиять и на качество оказываемых медицинских услуг.
Приведем один из ответов: «Врач фактически сейчас — обслуживающий персонал для пациентов. И зачастую многие врачи, особенно «взрослые», испытывают ностальгию по прошлым временам, когда врач считался неким полубогом, способным творить чудеса».
Кстати, процитируем выдержку из произведения Г. Гессе «Степной волк» (1927) о смысле ностальгии, о жизни человеческого духа: «…есть эпохи, когда целое поколение оказывается между двумя эпохами, между двумя укладами жизни в такой степени, что утрачивает всякую естественность, всякую преемственность в обычаях, всякую защищенность и непорочность!».
С целью выяснения изменения динамики престижа профессии врача был задан вопрос: «Как Вы думаете, через год престиж врача будет выше или ниже, чем сегодня, при сохранении имеющихся тенденций?» Опрошенные врачи не видят потенциала для положительных изменений.
Половина респондентов заявляла о снижении престижа профессии врача за несколько последних лет. Еще большее число врачей, принявших участие в социологическом исследовании, не предвидели никаких изменений в ближайшей перспективе — 61% респондентов заявляли о том, что престиж профессии врача останется на том же уровне.
Каждый пятый респондент ожидал ухудшения ситуации в ближайшее время — 23% опрошенных врачей были уверены, что престиж профессии врача снизится в ближайший год, и только 8% опрошенных считали, что ситуация может измениться к лучшему.
Экспертные оценки главных врачей подтверждали негативные сценарии изменения престижа профессии врача, которые были высказаны практикующими врачами. Анализируя причины столь резкого падения престижа профессии врача, опрошенные главные врачи не видели реальных оснований для изменения сложившейся ситуации. Наоборот, при сохранении имеющихся социальноэкономических тенденций и процессов в здравоохранении и в медицинском образовании возможности роста престижа профессии врача расценивались как крайне низкие.
«Работать врачом уже и не так престижно, как раньше... иногда ведь даже молчишь, где ты работаешь и кем»,— такую точку зрения высказал один из главных врачей.
Состояние престижа профессии врача по оценкам преподавателей медицинских вузов представлено следующим образом. Опрошенные преподаватели медицинских вузов более высоко оценивали престиж профессии врача, чем практикующие врачи. Среди преподавателей по сравнению с врачами было в 4 раза больше тех, кто считал уровень престижа профессии врача высоким (16%). Меньше половины опрошенных преподавателей (41%) были уверены в том, что престиж профессии врача находится на низком уровне. Это совпадает с оценками населения в целом.
В отличие от практикующих врачей преподаватели более оптимистично смотрели на изменение динамики престижа профессии врача. О его снижении заявлял каждый третий (35%), и только каждый шестой преподаватель прогнозировал дальнейшее снижение престижа профессии врача в ближайшее время (16%).
Половина из числа опрошенных респондентов указала, что престиж профессии врача не меняется (47%), а 65% считали, что в течение ближайшего года уровень престижа профессии врача не изменится.
С точки зрения опрошенных преподавателей медицинских вузов, снижение престижа профессии врача становится менее интенсивным, что может свидетельствовать о стабилизации сложившегося положения с оценкой престижа профессии врача на невысоком уровне.
Вот как оценивают состояние престижа профессии врача студенты медицинских вузов. В отличие от абитуриентов, среди которых 45% были уверены в высокой престижности профессии врача, мнения студентов медицинских вузов по вопросу: «По Вашему мнению, сегодня в российском обществе престиж врача высокий или низкий?» казались менее однозначными.
Очевидно, это можно связать с тем обстоятельством, что по мере накопления знаний и социальной компетенции студенты пересматривают начальные представления об уровне престижа избранной ими профессии. Однако, оценки уровня престижа профессии врача, полученные среди студентов, были несколько выше, чем у населения, врачей или преподавателей.
Относительно динамики изменений престижа профессии врача у студентов мнения расходились следующим образом. Оптимистичные прогнозы на ближайший год были высказаны лишь третью опрошенных студентов — они считали, что через год престиж профессии врача будет выше, чем сегодня. Около половины студентов (46%) полагали, что уровень престижа профессии врача останется на прежнем уровне, негативное развитие прогнозировал только каждый десятый.
Представленные данные социологического исследования позволяют констатировать снижение уровня престижа профессии врача в Российской Федерации среди различных социально-демографических групп.
В довольно значительной степени это было обусловлено заниженной самооценкой престижа профессии врача внутри профессионального сообщества медицинских работников, что свидетельствует о серьезных просчетах в организации, управлении и реформировании системы здравоохранения, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Оценки уровня престижа профессии врача и медицинского образования, полученные среди населения, были сильно поляризованы и зависели от места проживания, возраста, материального достатка, что обусловлено существенным социальным, региональным, ведомственным и иным неравенством в возможностях получения медицинской помощи, степени ее доступности и качества (обеспеченности кадрами, диагностическим оборудованием, медикаментами и пр.).
Самые оптимистичные позиции были выявлены среди студентов медицинских вузов и абитуриентов, что вполне объяснимо, поскольку ими был сделан осознанный выбор своей будущей профессии, исходя из вечных гуманистических идеалов и в надежде на благоприятную перспективу развития медицинской отрасли [6].
Мы полагаем, что профессорскопреподавательскому составу необходимо совершенствовать модели профессиональных медицинских образовательных программ, предусматривать их инновационность, вариативность, а также использовать индивидуальные образовательные траектории. Здесь уместно привести высказывание Лоуренса Кьюби, представленного в статье «Забытый человек в образовании» о том, что конечная цель образования заключается в том, чтобы помочь индивиду стать человеком в той полной мере, в какой он только способен. Безусловно, необходимо обеспечить максимальное внедрение научных разработок, компетентностного подхода. Важно осуществлять взаимосвязь академических знаний и практических умений в образовательной деятельности, внедрять новые медицинские технологии и алгоритмы профилактики.
Пользующиеся очень большой известностью слова С.Боткина: «Объективное отношение врача к самому себе составляет самое лучшее условие его дальнейшего развития и его душевного спокойствия в тех поистине тяжелых обстоятельствах жизни, в которых нередко приходится ему действовать. Врач не должен смущаться ни страхом незаслуженного обвинения душевно расстроенного общества, ни увлекаться мнимой возможностью быть спасителем той или иной жизни. При сознании добросовестного отношения к своим обязанностям врач не будет нравственно угнетен несправедливыми обвинениями и не впадет в самообольщение при своих успехах» [3] как никогда актуальны.
Разумеется, материалов социологического исследования недостаточно, чтобы выяснить самые главные причины создавшегося положения и составить возможные перспективы в области системы медицинского образования и его связи с практическим здравоохранением.
Статья получена 17.11.2014