Одной из самых распространенных проблем в дерматологии является разработка эффективных методов лечения рубцовых изменений кожи, которые в большинстве случаев не только вызывают функциональные нарушения, но и, являясь косметическим дефектом, значительно ухудшают качество жизни пациентов. Установлено, что патологическое рубцевание после различных хирургических вмешательств отмечается у 40–70% больных, после ожоговой травмы — от 30 до 90% [1, 2], при этом наличие у пациентов нарушений обмена углеводов и липидов, спровоцированных резистентностью к инсулину, усугубляет течение регенеративных процессов [3].
В настоящее время для коррекции рубцовых изменений кожи достаточно эффективно применяются различные методы аппаратной физиотерапии [4], но на фоне метаболического синдрома их терапевтический потенциал снижается, что, впрочем, компенсируется внутренним приемом минеральной воды [5]. Вместе с тем многие вопросы индивидуализации немедикаментозной комплексной терапии патологических рубцов кожи остаются нерешенными, что требует проведения специальных исследований по определению информативных предикторов эффективности проводимого лечения. Эта проблема тем более актуальна, поскольку коморбидные состояния (и тем более метаболический синдром) в значительной степени увеличивают разбалансированность регуляторных механизмов, принимающих активное участие как в развитии патогенетических реакций, так и процессов самовосстановления.
Наиболее эффективным методом анализа предикторов эффективности лечения являются статистические исследования вариабельности динамики исходных параметров, описывающих состояние пациентов, а также изучение особенностей констелляции биохимических и гормональных показателей в группах пациентов с различной динамикой клинических признаков заболевания. Исследования такого рода уже проводились в физиотерапии и доказали свою целесообразность и информативность [6], однако аналогичных работ применительно к рубцовым изменениям кожи в сочетании с нарушениями обмена углеводов и липидов в научной литературе нами обнаружено не было.