По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.72:528.486

Статистические исследования точности высотного положения покрытий автомобильных дорог

Л. А. Пронина канд. техн. наук, доцент, Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск
А. Г. Мадиев студент, Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск

Выполнен статистический анализ эмпирических данных строительства автомобильной дороги. Проанализированы нормативные документы по части строительства и приемки в эксплуатацию автомобильных дорог. Рассмотрена методическая основа статистических исследований. Приведены исследования точности высотного положения поверхности верхнего слоя асфальтного покрытия конкретного участка автомобильной дороги.

Литература:

1. Клюшин Е.Б. Геодезия: учебник для студ. высш. образ. / Е.Б. Клюшин, М.И. Киселев, Д.Ш. Михелев, В.Д. Фельдман; под ред. Д.Ш. Михелева – 12-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 496 с.

2. Маслов А.В. Геодезия: учебник / А.В. Маслов, А.В. Гордеев, Ю.Г. Батраков. – М.: Колос, 2013. – 598 с.

3. Чекалин С.И. Основы картографии, топографии и инженерной геодезии: учебное пособие для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2013. – 319 с.

4. Буденков Н.А. Курс инженерной геодезии: учебник / Н.А. Буденков, П.А. Нехорошков, О.Г Щекова / под общ. ред. Н.А. Буденкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Форум: Инфра-М., 2014. – 272 с.

5. Дьяков Б.Н. Основы геодезии и топографии: учеб. пособие / Б.Н. Дьяков, В.Ф. Ковязин, А.Н. Соловьев. – СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2016. – 272 с.

6. Gercog V.N. Calculation criteria for road pavement evenness. Part 1: substantiating the flatness standards of asphalt concrete pavement / V.N. Gercog, G.V. Dolgikh, N.V. Kuzin // Magazine of Civil Engineering. – 2015. – № 5(57). – P. 45–57.

7. Столбов Ю.В. Исследование точности высотного положения верхнего слоя покрытия автомобильной дороги с шагом нивелирования десять метров / Ю.В. Столбов, С.Ю. Столбова, Д.О. Нагаев, Л.А. Пронина // Вестник СибАДИ. – 2012. – Вып. 6 (28). – С. 73–77.

8. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. – М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985. – 106 с.

9. СП 78.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 3.06.03–85 Автомобильные дороги. – М.: Минрегион России, 2012. – 118 с.

10. Столбов Ю.В. Основы расчета и анализа точности возведения сборных зданий и сооружений: учебное пособие. – Омск, 1981. – 64 с.

11. Вентцель Е.С. Теория вероятностей и ее инженерное приложение: учебное пособие для студ. втузов / Е.С. Вентцель, Л.А. Овчаров.– 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Академия, 2003. – 464 с.

12. Гмурман Е.В. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1977. – 479 с.

13. Stolbov Yu.V. Basics of calculating and analyzing the accuracy of the erection of prefabricated buildings and structures. Tutorial. – Omsk, 1981 – 64 s.

14. Venttsel ‘E.S. Theory of Probability and its Engineering Application: A Textbook for Stud. Higher School of Economic / E.S. Venttsel, L.A. Ovcharov. – 3rd ed. Pererab. and additional. – M.: Academy, 2003. – 464 p.

15. Gmurman E.V. Probability Theory and Mathematical Statistics: A Textbook for Universities. – M.: Higher School, 1977. – 479 p.

Автомобильные дороги являются необходимыми для обеспечения населения страны артериями, без поддержания, развития и совершенствования которых невозможен подъем экономики области и страны в целом. Строительство таких объектов должно выполняться с высокой точностью, чтобы объект прослужил долго и соответствовал нормам строительства данных объектов, которые изложены в стандартах (ГОСТах), СНиП, СП и проектно-конструкторской документации. Некачественное выполнение работ по строительству автомобильных дорог может привести к преждевременному выходу из строя самих транспортных средств и самого линейного сооружения.

В ранее действующих документах, регламентирующих возведение автомобильных дорог, приведены величины предельных погрешностей строительных и геодезических работ. Например, невязка двойного нивелирного хода длиной L (км) при передаче отметок допускалась

то есть было рекомендовано осуществлять техническое нивелирование. Такие рекомендации были и остаются в настоящее время в учебной литературе для выполнения геодезических работ при возведении линейных объектов. Например, в учебнике для студентов высших учебных заведений [1] невязка в ходе между реперами, отметки которых известны, не должна превышать

где L длина в км. Такие же рекомендации в учебниках и учебных пособиях для студентов высших учебных заведений и других авторов [2, 3, 4, 5]. С течением времени требования нормативных документов, регламентирующих строительство автомобильных дорог, изменяются, а также изменяется и инструментальная база приборов, применяемая в производстве строительного процесса.

В работе [6] анализируются работы, направленные на поиск эмпирических зависимостей, связывающих показатели продольной и поперечной ровности с параметрами деформируемости дорожных конструкций и ее отдельных элементов. В рамках этого анализа приведены данные натурных экспериментов и лабораторных исследований деформируемости материалов трехосным сжатием многократно прикладываемой нагрузкой. Приведены результаты работ по обоснованию допускаемых и предельных неровностей, формирующихся в продольном и поперечном направлении.

Для Цитирования:
Л. А. Пронина, А. Г. Мадиев, Статистические исследования точности высотного положения покрытий автомобильных дорог. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: