Предыстория появления техники СТК охватывает промежуток 1950–1960-х гг., связанный с бурным развитием статических преобразователей на основе игнитронов и экситронов. Одним из ведущих подразделений ВЭИ, которое занималось разработкой таких преобразователей, было отделение высоковольтных ртутных вентилей (ОВРВ), выпустившее несколько поколений ртутных вентилей (ВР). На основе одноанодных вентилей типа ВР-9 на напряжение 130 кВ, ток 900 А разработки Ф. И. Бутаева, Н. С. Климова и др., изготовленных на Тольяттинском электротехническом заводе (ТЭЗ), были скомплектованы преобразовательные мосты первой советской передачи постоянного тока (ППТ) «Волгоград-Донбасс».
В 1970 г. были разработаны более совершенные вентили ВР-10, а затем ВРСМ-10 на напряжение 140 кВ, ток 1000– 1200 А разработки А. А. Перцева, Я. Я. Удриса, А. В. Оленина и др.
Разработка электроприводов для нужд ж/д транспорта в тот же период осуществлялась на основе запаянных ртутных вентилей-игнитронов типа ИВС и ИВП 500/5 разработки Т. А. Суэтина и И. П. Таратуты, изготавливаемых на Таллинском электротехническом заводе (ТЭЗ). С 1968 г. на основе игнитронов ИВУ 500/5 разработки В. А. Иванова и И. П. Таратуты) было освоено производство регулируемых электроприводов многочисленных металлургических заводов СССР и зарубежных стран.
Разработанные в ВЭИ на рубеже 1960– 1970-х гг. серии тиристорных управляемых вентилей ВКУ на напряжение 600 В, ток до 150 А вытеснили ртутные вентили и позволили в 1969 г. начать производство на ТЭЗ тиристоров серии ТД на напряжение до 1700 В, ток до 250 А. А уже в 1970 г. производство разработанных в ВЭИ таблеточных тиристоров Т-500 на напряжение 2 кВ, ток 500 А (Ю. А. Евсеев, Ю. М. локтаев и др.) было освоено на заводе «Электровыпрямитель» в г. Саранск.
Указанные разработки позволили специалистам ВЭИ приступить к созданию отечественных высоковольтных СТК, по своим техническим характеристикам не уступающим аналогичным устройствам производства ASEA (в будущем ABB) – мировому лидеру в этой отрасли.