По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Старые проблемы и новые решения в охране музейных экспонатов

Вопросы обеспечения высокого уровня безопасности музейных экспонатов остаются особенно актуальными после скандально известного случая с кражей картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковской галереи в 2019 году. Проблема обеспечения эффективной противокриминальной защиты предметов искусства, особенно антиквариата, картин и других ценных предметов, представленных на всеобщее обозрение в выставочных галереях и музеях, активно поднимается не только экспертами в мире искусства, но и на самом высоком правительственном уровне. Возможно ли избежать подобных ситуаций в будущем? Существуют ли на сегодняшний день технические инструменты, с помощью которых можно обеспечить защиту музейных ценностей и произведений живописного искусства от преступников?

Литература:

1. Прошутинский Д., Пермяков М., Кротов А. // ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии [Электронный ресурс]. — URL: http://guardinfo.online/ 2020/10/07/tretij-rubezh-oxrany-muzejnyxeksponatov-problemy-resheniya-perspektivy/ (дата обращения: 20.02.2021).

Кража картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковской галереи в 2019 году стала одним из самых резонансных происшествий в мире искусства. По данным департамента музеев Министерства культуры России, стоимость этого полотна кисти великого мастера составляет не менее 12 млн руб. Однако общественность поразила не столько стоимость похищенного полотна, сколько безапелляционная простота, с которой оно было украдено буквально на глазах у остальных посетителей музея. Картину довольно быстро нашли, преступник был арестован, однако этот случай продемонстрировал незащищенность произведений искусства и изъяны систем музейной безопасности.

Случай в Третьяковской галерее заставил вспомнить и другие кражи ценных картин из российских музеев и художественных галерей, которые были совершены в России относительно недавно. Так, в 2014 году из Плесского государственного историко-архитектурного художественного музея-заповедника были похищены пять картин мастера пейзажной живописи Исаака Левитана. Общая стоимость украденных работ составила около 77 млн руб. В 2015 году из Тарусской картинной галереи в Калужской области были украдены еще несколько картин: кисти Василия Поленова, Ивана Айвазовского и неизвестного художника. В музее оценили стоимость похищенных полотен в 7,5 млн руб.

Подобные кражи происходят постоянно: каждый год в музеях заявляют о краже ценных предметов искусства с высокой стоимостью. Из-за недостатков системы безопасности музеи страны не просто вынуждены сталкиваться с финансовыми потерями — фактически они перестают выполнять свою функцию, связанную с сохранением культурного наследия для передачи его будущим поколениям. Так что вопрос безопасности в музеях — это еще и вопрос ответственности культуры и истории.

Обеспечение полноценной системы охраны и сигнализации, гарантированно защищающей предметы искусства от действий преступников, — одна из важнейших обязанностей и потребностей любого музея. В профессиональных кругах проблема поиска наиболее эффективных технических решений, учитывающих специфику защиты музейных ценностей, обсуждается уже давно.

Для Цитирования:
Александра Пискунова, Старые проблемы и новые решения в охране музейных экспонатов. Музей. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: