В последнее время для образовательной системы РФ характерна ситуация, когда стандартизация системы образования охватила все уровни, от дошкольного образования до подготовки кадров высшей квалификации [1]. Предполагалось, что таково влияние международного исследовательского пространства, служб оценки качества образования и компетентностного подхода. Однако в феврале 2020 года было принято решение отменить стандартизацию программ аспирантуры. Интересные изменения происходят с гуманитарной общекультурной составляющей образования. Предполагается, что в этих условиях достаточно интересным становится анализ различных аспектов системы стандартизации высшего образования, а также специфики технологического (инженерного) образования.
На основе анализа нормативной документации и научных публикаций по теме рассматриваются система стандартизации образования в России, ее связь с идеями международного исследовательского пространства, тенденции развития и противоречия современного этапа становления на примере технологического образования.
Стандартизация образования не является имманентно присущей системе образования. Несмотря на то что мы часто слышим уверения о жестком государственном планировании и контроле образования в СССР, там системы стандартизации не существовало. Образование до принятия Закона «Об образовании» в 1992 году основывалось на достаточно жестко трактуемых типовых учебных планах и квалификационных характеристиках специалиста, единственной присваиваемой квалификации. Понятно, что в таких условиях вузы не имели самостоятельности, студенты — выбора, а сама система была недостаточно гибкой, чтобы отвечать на социальные вызовы бурно меняющегося времени.
Рассмотрим вехи становления системы стандартизации. В 1992–1996 годах сложилось достаточно стройное законодательное нормирование образования и его содержания в частности, оно базировалось на Законе «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Именно в этот период были созданы государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения (ГОС ВПО 1).