По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Стандартизация высшего образования: история становления, тенденции, противоречия

Л.П. Крившенко д-р пед. наук, профессор, кафедра педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ МО «Московский государственный областной университет»
Л.В. Юркина канд. пед. наук, доцент, кафедра психологии и педагогической антропологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет»

Прослеживается история становления системы стандартизации содержания высшего образования. Выделены черты, присущие образовательным стандартам различных поколений. Обозначена специфика технологического образования в системе стандартизации. На примере анализа преобразования образовательных стандартов направления «Химическая технология» прослеживаются воспитательные функции гуманитарного компонента технологического образования.

Литература:

1. Елина Е.Г., Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Российское высшее образование в условиях профессиональной стандартизации: опыт, вызовы, риски // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28, № 6. — С. 9–27.

2. Коршунов С.В. Системе стандартизации образования Российской Федерации — четверть века // Высшее образование в России. — 2018. — Т. 28, № 3. — С. 23–37.

3. Портал федеральных государственных образовательных стандартов. — URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 02.11.2021).

4. Строкова Т.А. Качество образования: сущность и критерии мониторинговой оценки [Текст] / Т.А. Строкова // Образование и наука. — 2009. — № 4 (61). — С. 36–47.

5. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. — М.: Просвещение, 1987. — 120 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — URL: минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 02.11.2021).

7. Хисматуллина З.Н. Эволюция стандартов высшего образования: от ориентации на знания, умения и навыки к оценке компетенций [Текст] / З.Н. Хисматуллина // Вестник Казанского технологического университета. — 2013. — № 22. — С. 397–401.

8. Юркина Л.В., Вольнякова О.А., Фролкова А.К., Куликов С.П. Воспитание, студенческое самоуправление и гуманитарная культура в технологическом вузе: монография. — М.: Изд-во ФГБОУ ВО «МИТХТ им. М.В. Ломоносова», 2012. — 220 с.

9. Юркина Л.В. Проблемы, роль и функции гуманитарной составляющей технологического образования на современном этапе // Вестник РМАТ. — 2016. — № 2. — С. 52–61.

В последнее время для образовательной системы РФ характерна ситуация, когда стандартизация системы образования охватила все уровни, от дошкольного образования до подготовки кадров высшей квалификации [1]. Предполагалось, что таково влияние международного исследовательского пространства, служб оценки качества образования и компетентностного подхода. Однако в феврале 2020 года было принято решение отменить стандартизацию программ аспирантуры. Интересные изменения происходят с гуманитарной общекультурной составляющей образования. Предполагается, что в этих условиях достаточно интересным становится анализ различных аспектов системы стандартизации высшего образования, а также специфики технологического (инженерного) образования.

На основе анализа нормативной документации и научных публикаций по теме рассматриваются система стандартизации образования в России, ее связь с идеями международного исследовательского пространства, тенденции развития и противоречия современного этапа становления на примере технологического образования.

Стандартизация образования не является имманентно присущей системе образования. Несмотря на то что мы часто слышим уверения о жестком государственном планировании и контроле образования в СССР, там системы стандартизации не существовало. Образование до принятия Закона «Об образовании» в 1992 году основывалось на достаточно жестко трактуемых типовых учебных планах и квалификационных характеристиках специалиста, единственной присваиваемой квалификации. Понятно, что в таких условиях вузы не имели самостоятельности, студенты — выбора, а сама система была недостаточно гибкой, чтобы отвечать на социальные вызовы бурно меняющегося времени.

Рассмотрим вехи становления системы стандартизации. В 1992–1996 годах сложилось достаточно стройное законодательное нормирование образования и его содержания в частности, оно базировалось на Законе «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Именно в этот период были созданы государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения (ГОС ВПО 1).

Для Цитирования:
Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина, Стандартизация высшего образования: история становления, тенденции, противоречия. Управление качеством. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: