ГОСТ Р 57099 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Общие положения» [1] разработан ЗАО НИИПФ ТЕХИНТЕЛЛ в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» [2] в целях защиты жизни и здоровья работников на основе эффективного электронного обучения вопросам безопасности производственной и трудовой деятельности (далее – безопасность производства) и введен в действие с 1 апреля 2017 г. на основании приказа Росстандарта № 1188-ст от 22 сентября 2016 г.
Национальный стандарт устанавливает общие требования к системам электронного обучения безопасности производства, порядку формализации знаний по безопасности производства, способам использования формализованных знаний и данных при обучении и аттестации работников, порядку формирования электронной рабочей и отчетной документации. Требования к содержанию и само содержание образовательных программ по безопасности производства по определенным профессиям и профессиональным группам не рассматриваются.
Системы электронного обучения безопасности производства рассматриваются как многофункциональный профессиональный инструментарий для специалистов, организующих и проводящих подготовку и аттестацию работников в рамках утвержденных (действующих) образовательных программ по безопасности производства, дополняющий и наращивающий возможности профессионалов, но не исключающий их обязательного участия при обучении и аттестации персонала.
Настоящий стандарт предназначен для применения во всех системах электронного обучения безопасности производства, включая системы подготовки, инструктажа и проверки знаний персонала по безопасности производства с использованием телекоммуникационных и компьютерных систем и сетей, применяемых непосредственно на производстве, в учебных центрах, профессиональных учебных заведениях и иных образовательных учреждениях всех уровней, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров. Требования настоящего стандарта применимы к различным формам организации электронного обучения безопасности производства (мобильное, сетевое, автономное, смешанное, совместное и др.) и видам дистанционных образовательных технологий. В стандарте использованы нормативные ссылки на действующие стандарты [3–7].