Актуальность развития и реформирования стандартизации в системе социального обслуживания обусловлено развитием и происходящими изменениями в самой системе социального обслуживания. Необходимо рассмотреть правовые основы стандартизации в данной сфере с целью обоснования реализации данного процесса в практической деятельности.
В 1995 году был принят закон № 95-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который определил социальное обслуживание как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социальнобытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [32]. Данное понятие характеризует социальное обслуживание как деятельность, которая ориентирована на помощь и поддержку в соответствии с трудной жизненной ситуацией. Трудная жизненная ситуация является понятием довольно широким, оно не конкретизирует проблему, в соответствии с которой человеку должна предоставляться та или иная услуга — «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно» [32].
Однако для полноценного формирования системы в 90-е годы одного закона было недостаточно, необходима была разработка документов, в которых более подробно были бы раскрыты элементы системы: требования к субъектам социального обслуживания и порядку оказания социальных услуг. Поэтому с момента принятия Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации в августе 1993 г. началась разработка национальных стандартов в данной сфере, первый этап стандартизации пришелся на вторую половину 90-х — первую половину 2000-х годов. В период 2004–2009 гг. были разработаны и опубликованы основные национальные стандарты Российской Федерации [2]. Далее, с учетом формирующейся структуры системы социального обслуживания, планировалось создание трехуровневой системы стандартов, включающей национальные стандарты: стандарты субъектов Российской Федерации; стандарты деятельности учреждений социального обслуживания (стандарты организаций) [2].