По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657

Стандартизация системы внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях

Демина И. Д. д-р экон. наук, профессор Департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 15 E-mail: Demina_id@mail.ru
Домбровская Е. Н. канд. экон. наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 15 E-mail: Den242@mail.ru

В настоящее время система внутреннего контроля является одним из обязательных элементов системы управления в государственных (муниципальных) учреждениях. Перечень процедур внутреннего контроля установлен в рекомендациях Минфина России ПЗ-11/2013. Развитие и совершенствование системы внутреннего контроля государственных (муниципальных) учреждений зависят от оценки ее состояния, которую необходимо проводить регулярно. В статье разработаны предложения по оценке эффективности системы внутреннего контроля государственных (муниципальных) учреждений с помощью теста-опросника. Также в рамках проведенного исследования разработан и приведен в статье стандарт по внутреннему контролю в государственных (муниципальных) учреждениях. При разработке стандарта принималось во внимание, что деятельность учреждений связана с различными рисками.

Литература:

Библиографический список

1. Демина И.Д. Концепция управления рисками как элемент системы внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях / И.Д. Демина, Е.Н. Домбровская // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2017. — № 9. — С. 47–54.

2. Демина И.Д. Организация внутреннего финансового контроля в государственных учреждениях / И.Д. Демина, Т.И. Кришталева // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2016. — № 3. — С. 53–58.

3. Демина И.Д. Организация и оценка системы внутреннего контроля в бюджетных учреждениях / И.Д. Демина // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2014. — № 7. — С. 79–84.

4. Демина И.Д. Развитие концепции внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях с учетом международного опыта / И.Д. Демина // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2017. — № 7. — С. 53–61.

5. Домбровская Е.Н. Минфин России рекомендовал единый порядок осуществления внутреннего финансового аудита / Е.Н. Домбровская // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2017. — № 3. — С. 37–48.

6. Домбровская Е.Н. Проблемы учета бюджетных средств на государственных предприятиях / Е.Н. Домбровская // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2010. — № 4.2. — С. 204–208.

7. Качкова О.Е. Научное обоснование и разработка практических подходов к организации и проведению внутреннего финансового контроля в государственных (бюджетных) учреждениях: монография / О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева, И.Д. Демина [и др.]. — М.: Русайнс, 2016. — 226 с.

8. Качкова О.Е. Научное обоснование и разработка системы управления рисками для осуществления внутреннего финансового аудита в государственных (муниципальных) учреждениях: монография / О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева, И.Д. Демина [и др.]. — М.: Русайнс, 2017. — 230 с.

9. Качкова О.Е. Современное состояние регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях и пути повышения его эффективности / О.Е. Качкова, А.В. Остроушко // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. — 2017. — № 2. — С. 5–12.

10. Качкова О.Е. Учетно-контрольное обеспечение функционирования деятельности бюджетных учреждений / О.Е. Качкова // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2015. — № 1–2. — С. 13–21.

Согласно многочисленным исследованиям отечественных и зарубежных авторов система внутреннего контроля включает в себя следующие элементы: систему бухгалтерского учета, контрольную среду и отдельные средства контроля. Эти элементы будут также характерны для системы внутреннего контроля государственных (муниципальных) учреждений [4; 7; 8].

Система внутреннего контроля государственного (муниципального) учреждения представляет собой постоянно действующие процедуры и действия ответственных работников государственного (муниципального) учреждения, направленные на минимизацию рисков и обеспечение поставленных целей в соответствии с принятыми внутренними документами. Она должна осуществлять внедрение контрольных процедур с учетом особенностей деятельности учреждений и присущих рисков, формировать надежную систему сбора, обработки и передачи информации и обеспечивать руководство учреждения необходимой информацией о возникающих отклонениях от достижения поставленной цели. При этом эффективная система внутреннего контроля предусматривает такое ее состояние, которое обеспечивает разумную уверенность в том, что цели государственного (муниципального) учреждения будут достигнуты, а риски несущественны [2; 6; 9; 10].

Внедрение в практику организации внутреннего контроля элементов управления рисками предполагает переход от контроля за выполнением операций к минимизации рисков их невыполнения или неправильного выполнения, причем не только отдельных операций, но и финансово-хозяйственных процедур в целом.

На рисунке представлена модель системы риск-ориентированного внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях.

Предметом системы внутреннего контроля государственных (муниципальных) учреждений выступает финансово-хозяйственная деятельность учреждения. Объектами контроля являются:

а) активы и обязательства учреждения;

б) факты хозяйственной жизни;

в) бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, бюджетные (расходные) обязательства, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

Для Цитирования:
Демина И. Д., Домбровская Е. Н., Стандартизация системы внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: