С развитием технологий стандартизации стало уделяться все больше и больше внимания. Разделение труда, индустриальная революция, научный менеджмент, Лин, ТОС, 6 сигм…
Стандартная операционная процедура (СОП) — определенная последовательность действий, приводящих к запланированному результату. Для описания СОП, его графического выражения, служит Стандартная операционная карта — СОК.
Современный руководитель вооружен самыми передовыми методиками повышения эффективности. При этом, стандартам продукции и качества уделяется повышенное внимание, в то время как стандартизация работы обречена на роль Золушки. Почему так происходит? Очень просто. Стандартизация не позволяет получить быстрый результат. Эффект от ее применения растянут во времени и состоит из большого числа различных показателей. Снижение количества дефектов, повышение безопасности труда, увеличение производительности вполне можно приписать действию каких-либо управленческих решений, со стандартизацией не связанных.
Тем не менее, стандарт — это отправная точка, без которой невозможно дальнейшее совершенствование. Руководители, которые планируют на пять, десять и даже пятьдесят лет вперед, это понимают.
Знакома ли вам ситуация, когда несколько рабочих выполняют одну и ту же операцию по-разному, исходя из собственного опыта и разумения? Причем наверняка, каждый из них считает, что именно его способ — самый правильный. Однако при такой организации возникает широкая вариабельность процесса, которая, в свою очередь, выражается в большом количестве и вариабельности несоответствий. К сожалению, эти несоответствия чаще всего выявляются на участке контроля готовой продукции, или, еще хуже, выявляются конечным пользователем продукта. В такой ситуации определить причину несоответствия и устранить ее крайне затруднительно. Более, того, подобные проблемы имеют тенденцию множиться и повторяться. Организации вынуждены усиливать выходной контроль, отбраковывать готовые изделия. А это — деньги, затраты.