По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Стальные крепости

Символом отечественной военной мощи в XX веке принято считать танковые войска. Но так было не всегда. В годы Первой мировой войны, еще до массового появления на фронтах танков, Россия уже состоялась как великая «броневая держава».

Русские бронепоезда не имели себе равных. Технические решения, применявшиеся при их изготовлении, надолго обогнали свое время. Появление и строительство бронепоездов в России было связано прежде всего с развитием железнодорожных войск. В Первую мировую русская армия вступила, имея в своем составе один железнодорожный полк и 19 железнодорожных батальонов, часть из которых была сведена в четыре железнодорожные бригады.

Бронечасти русской армии комплектовались самыми грамотными солдатами. Многие из них были добровольцами. Именно поэтому команды бронепоездов практически не поддавались разложению и революционной агитации и до самого конца войны оставались наиболее боеспособными подразделениями русской армии. Командиры бронепоездов причислялись к военной элите.

Несмотря на успехи бронепоездов на разных фронтах, серьезную ставку на них поначалу не делали ни немцы, ни французы, ни даже англичане (впрочем, у последних было то оправдание, что французы не просили бронепоездов себе в помощь). А вот на Восточном фронте они появились с первых дней войны.

Это неудивительно: русские уже успели попробовать диковинку несколькими годами ранее — при обороне Порт-Артура. Уже к 1914 году у России их было несколько, и они немедленно, причем достаточно эффективно, были применены на фронте. Русские бронепоезда строились по «корабельной» схеме: пулеметные гнезда в бортах и турельные пушки сверху. Это оказалось самой передовой и удачной конструкцией.

Бронепоезда использовались в основном для поддержки пехоты при наступлении или отступлении войск. Были среди железнодорожников и свои герои. Так, например, в русской прессе того времени был крайне популярен подвиг бронепоезда «Хунхуз», его называли даже сухопутным «Варягом».

«Хунхуз», воевавший против Австро-Венгрии, ухитрился подобраться к линии фронта незамеченным (что своеобразно характеризует австрийскую разведку и наблюдателей) и вклинился в позиции противника, прорвав линию обороны. Но артиллерия всетаки проснулась; уничтожить бронепоезд ей не удалось, зато она справилась с разрушением пути спереди и сзади. А восстанавливать путь под пулеметным и артиллерийским огнем было... проблематично.

Для Цитирования:
Стальные крепости. Железнодорожник. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала