Русские бронепоезда не имели себе равных. Технические решения, применявшиеся при их изготовлении, надолго обогнали свое время. Появление и строительство бронепоездов в России было связано прежде всего с развитием железнодорожных войск. В Первую мировую русская армия вступила, имея в своем составе один железнодорожный полк и 19 железнодорожных батальонов, часть из которых была сведена в четыре железнодорожные бригады.
Бронечасти русской армии комплектовались самыми грамотными солдатами. Многие из них были добровольцами. Именно поэтому команды бронепоездов практически не поддавались разложению и революционной агитации и до самого конца войны оставались наиболее боеспособными подразделениями русской армии. Командиры бронепоездов причислялись к военной элите.
Несмотря на успехи бронепоездов на разных фронтах, серьезную ставку на них поначалу не делали ни немцы, ни французы, ни даже англичане (впрочем, у последних было то оправдание, что французы не просили бронепоездов себе в помощь). А вот на Восточном фронте они появились с первых дней войны.
Это неудивительно: русские уже успели попробовать диковинку несколькими годами ранее — при обороне Порт-Артура. Уже к 1914 году у России их было несколько, и они немедленно, причем достаточно эффективно, были применены на фронте. Русские бронепоезда строились по «корабельной» схеме: пулеметные гнезда в бортах и турельные пушки сверху. Это оказалось самой передовой и удачной конструкцией.
Бронепоезда использовались в основном для поддержки пехоты при наступлении или отступлении войск. Были среди железнодорожников и свои герои. Так, например, в русской прессе того времени был крайне популярен подвиг бронепоезда «Хунхуз», его называли даже сухопутным «Варягом».
«Хунхуз», воевавший против Австро-Венгрии, ухитрился подобраться к линии фронта незамеченным (что своеобразно характеризует австрийскую разведку и наблюдателей) и вклинился в позиции противника, прорвав линию обороны. Но артиллерия всетаки проснулась; уничтожить бронепоезд ей не удалось, зато она справилась с разрушением пути спереди и сзади. А восстанавливать путь под пулеметным и артиллерийским огнем было... проблематично.