По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.12

Стабилизация земляного полотна центрального участка БАМа с помощью солнцеосадкозащитных навесов

Кондратьев В.Г. д-р геолого-минералог. наук, профессор, кафедра гидрогеологии и инженерной геологии, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30, e-mail: v_kondratiev@mail.ru;
Валиев Н.А. главный инженер, мастер по земполотну, 674159, Забайкальский край, Читинская обл., г. Новая Чара, e-mail: novruz_valiev@mail.ru

Солнцеосадкозащитный навес может стать основным противодеформационным устройством для земляного полотна на участках с льдистыми многолетнемерзлыми грунтами, деградация которых вызывает многолетние деформации железнодорожного пути и многочисленные ограничения скорости движения поездов.

Литература:

1. Кондратьев В. Г. Стабилизация земляного полотна на вечномерзлых грунтах. — Чита: Полиграф-Ресурс, 2011. — 176 с.

2. Кондратьев В. Г. Инженерно-геокриологический мониторинг линейных сооружений: опыт, состояние, задачи // Инженерные изыскания. — 2013. — № 10–11. — С. 96–99.

3. Патент РФ № 1740555, МПК B61B 1/00.

4. Feng WJ, Ma W, Sun ZZ, Li GY, Yu WB, Zheng JF, 2011. Radiation eff ect analysis of the awning measure on the embankment slope fi eld test in cold regions // Proc. IX International Symposium on Permafrost Engineering. 3–7 September 2011, Mirny, Russia. — Р. 319–325.

Центральный участок БАМа Наледный-Хани обслуживается Новочарской дистанцией пути ВосточноСибирской железной дороги. Пересекает с запада на восток Чарскую котловину и хребты Кодар (тоннелем длиной 1,98 км) и Удокан. Повсеместно развиты многолетнемерзлые породы (ММП), нередко содержащие сегрегационный, инъекционный, погребенный и полигонально-жильный лед. Талики приурочены к руслам рек и днищам глубоких озер, а также местам разгрузки подземных вод глубокой циркуляции.

Эксплуатационная (экспл.) длина ж.д. пути составляет 217,886 км, земляного полотна — 210,352 км. По данным на 01.01.2016, на участке имеется 140 мест с конструктивными дефектами протяженностью 4,77 км (2,27% от экспл. длины участка) и 142 места с деформациями земляного полотна (ДЗП) протяженностью 57,38 км (27,28% от экспл. длины участка).

Конструктивные дефекты земляного полотна с нарушениями крутизны откосов 7 мест — 0,27 км (5,66% от дефектов), ширины по верху 133 мест — 4,50 км (94,34% от дефектов). Для восстановления очертаний земляного полотна требуемый объем досыпки скального грунта — 28 667 м³, в т. ч. в местах с нарушениями крутизны откосов 1650 м³ (5,76% от дефектов), ширины по верху 27017 м³ (94,24% от дефектов). Дефекты с нарушениями ширины по верху развиты в выемках 12 шт. — 0,364 км (8,09% от зауженных обочин) и на насыпях 121 шт. — 4,136 км (91,91% от зауженных обочин). Всего с дефектами и деформациями 282 места протяженностью 62,15 км (29,55% от экспл. длины участка), в т. ч. осадки 123 места — 46,66 км (22,18% от экспл. длины участка, 75,08% от дефектов и деформаций, 81,32% от деформаций земляного полотна).

За период с 2005 по 2015 г. количество больных мест увеличилось в 1,42 раза, суммарная протяженность — в 2,11 раза. Деформативность земляного полотна возросла в основном вследствие деградации многолетнемерзлых пород в его основании. Так, если на 1.01.2005 было 80 таких мест общей протяженностью 16,14 км, то на 01.01.2016 насчитывалось уже 123 места общей протяженностью 46,66 км (81,32% от всего количества ДЗП). За 11 лет количество таких больных мест земляного полотна увеличилось в 1,54 раза, а их протяженность — в 2,89 раза. Установленная скорость движения поездов в пределах Новочарской дистанции пути ВСЖД — 60…100 км/час. Однако на участках деформаций земляного полотна с осадками пути скорость движения часто ограничивается до 40 км/час, иногда до 25 км/час, что требует применения дополнительных компенсационных мероприятий для обеспечения безопасности движения поездов с установленными скоростями, затраты на которые с каждым годом возрастают. Для обеспечения безопасности движения поездов с установленными скоростями наиболее затратными являются осадочные места с завышенной крутизной откосов и с зауженными обочинами. Для стабилизации деформирующихся участков земляного полотна на многолетнемерзлых грунтах необходимо прежде всего прекратить дальнейшее развитие их деградации в основании земляного полотна и на прилегающей территории. Поэтому с 2009 г. на Новочарской дистанции пути ВСЖД проводятся опытно-экспериментальные работы по охлаждению земляного полотна на льдистых многолетнемерзлых грунтах, в частности с помощью солнцеосадкозащитных навесов [1, 3], использование которых на Цинхай-Тибетской железной дороге показало их высокую эффективность [4]. Экспериментальные исследования эффективности солнцеосадкозащитных навесов для стабилизации земляного полотна на льдистых многолетнемерзлых грунтах проводятся на трех участках: 1841, 1835 и 1685 км.

Для Цитирования:
Кондратьев В.Г., Валиев Н.А., Стабилизация земляного полотна центрального участка БАМа с помощью солнцеосадкозащитных навесов . Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала