По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Средства массовой информации как важный элемент внешнеполитической пропаганды в контексте «мягкой силы»

Агафонова Юлия Владимировна аспирант Дипломатической академии МИД России, E-mail: Aerials_09@bk.ru.

Для современного этапа развития международных отношений характерно повышение роли негосударственных акторов, к которым в том числе можно отнести и СМИ. При дипломатической работе необходимо учитывать, что массмедиа, несмотря на отсутствие самостоятельного статуса в мирополитических процессах, тем не менее вносят серьезный вклад в осуществление внешнеполитических задач отдельных стран и все чаще даже формируют политическую реальность. СМИ создают глобальное информационное пространство как трансграничную, интерактивную и быстро обновляемую среду. В итоге границы, барьеры, бюрократические ограничения, различия в языках и другие факторы, которые имели определенное влияние на международные отношения, серьезно теряют свой вес в современных мирополитических процессах.

Литература:

1. Бедрицкий А. В. Информационная война: концепции и их реализация в США. — М.: РИСИ, 2008.

2. Бедрицкий А. В. Эволюция американской концепции информационной войны//Аналитические обзоры. — Вып. 3. — М.: РИСИ, 2003.

3. Коцюбинская Л. В. Понятие «информационная война» в современной лингвистике: новые подходы. [Электронный ресурс]//https://cyberleninka. ru/article/n/ponyatie-informatsionnaya-voyna-v-sovremennoy-lingvistike-novyepodhody (дата обращения: 30.06.2020).

4. Панарин И. Н. Информационная война и власть. — М.: Мир безопасности, 2001.

5. Почепцов Г. Г. Информационные войны. — Киев: Ваклер, 2000.

6. Сурма И. В. Генезис «цифровой дипломатии//Дипломатическая служба. — 2017. — № 1 (70).

7. Чеботарева Н. И., Ковалева С. С. Информационная война как деструктивная форма стратегических социальных коммуникаций: технологии медиаманипуляции в СМИ//Актуальные проблемы науки и практики современного общества. — 2016. — № 1.

8. Швец Д. А. Информационное управление как технология обеспечения информационной безопасности//Массовая коммуникация и массовое сознание. — М.: МГИМО, 2003.

9. Шпенглер О. Закат Европы. — М.: Эксмо, 2009.

10. Щекотихин В. М. Информационная война. Информационное противоборство: теория и практика: монография/под общ. ред. канд. техн. наук, проф. В. М. Щекотихина. — М.: Академия ФСО России: ЦАТУ, 2011.

11. Libicki M. C. What is Information Warfare? Washington: National defense university, 1995.

Способность массмедиа вести мгновенный трансграничный обмен сообщениями делает их главным источником формирования общественного мнения и дает им возможность манипулировать аудиторией. Как следствие этого модифицируются формы ведения войн, а значит, появляются новые внешние угрозы безопасности страны. Данный фактор международных отношений вносит нестабильность не только в отдельно взятое государство, но и влияет на мировую политическую стабильность в целом. Ситуация тем более осложняется отсутствием единых критериев ведения информационных войн и четкого понимания, какие именно действия можно классифицировать как акт информационной агрессии. Несмотря на то что ряд стран разрабатывают национальные стратегии по обеспечению своей информационной безопасности, картина противостояния в данной сфере в целом демонстрирует тенденции регресса.

Общепризнанной трактовки термина информационная война не существует. Разные исследователи вкладывают в него свои оттенки значения. Так, Н. И. Панарин считает, что информационная война является сложным феноменом, который объединяет в себе элементы обычной вооруженной борьбы и психологической [4, с. 223]. Д. А. Швец рассматривает информационную войну как особую коммуникативную технологию, направленную на переработку данных и атаку информационных систем оппонента для достижения собственного превосходства [8, с. 34].

В целом в проблематику информационных войн включают вопросы пропаганды, политические технологии, несанкционированную деятельность в Интернете, угрозы или вывод из строя информационных систем [2, с. 26].

Термин «информационная война» связывают с отчетом физика из США Т. Рона «Системы оружия и информационная война», в котором подчеркивается важная роль в экономике информационной инфраструктуры, в связи с чем она называется чувствительным компонентом обороны [3]. После экспертного обсуждения данного документа был сделан вывод двоякой природе информации, которая может быть как целью, так и оружием.

В книге «Закат Европы» немецкого философа О. Шпенглера еще в 20-е гг. ХХ в. подчеркивалось возрастающее значение информации для человеческой цивилизации. Он пишет, что в перспективе несколько мировых газет будут формировать точку зрения всех остальных «провинциальных» СМИ и посредством этого смогут претендовать на всенародную поддержку. По его мнению, ограниченный круг лиц, не публичных, но владеющих крупными газетами, станут задавать тон, а политики, журналисты и другие будут поддерживать в обществе «иллюзию народного самоопределения» [9, с. 474].

Для Цитирования:
Агафонова Юлия Владимировна, Средства массовой информации как важный элемент внешнеполитической пропаганды в контексте «мягкой силы». Дипломатическая служба. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: