Отечественные интересы за рубежом призвана отстаивать разветвленная система много- и двусторонних институтов, находящихся отчасти (экономические вопросы) в ведении Минэкономразвития России:
• Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и иностранными государствами1;
• Организация Объединенных Наций;
• Всемирная торговая организация2;
• Организация экономического сотрудничества и развития (курирование совместно с МИД России)3.
Безусловно, все они являются неотъемлемой частью отечественной экономической дипломатии, площадкой для ведения диалога на уровне правительств. Экономическая дипломатия как инструмент внешней политики неоднократно становилась предметом исследования российских и зарубежных ученых. В числе исследователей, посвятивших свои работы экономической дипломатии, можно отметить Е. М. Астахова [1], А. В. Ветрова [4], Л. Д. Градобитову [5; 6], Д. А. Дегтерева [7], Т. В. Зонову [9], И. Д. Иванова [10], А. Е. Лихачева [11], Э. Е. Обминского [17], И. А. Орнатского [19], Ю. В. Пискулова [6; 21], Э. П. Плетнева [8; 23], Р. О. Райнхардта [26; 27; 28], В. Д. Щетинина [34].
С точки зрения прикладных аспектов экономической дипломатии, важно подчеркнуть, что она является инструментом не только внешней политики государства, но и в определенной степени основополагающим элементом внутренней политики, поскольку одна из основных ее задач — отстаивание интересов отечественного бизнеса в рамках переговорных процессов на различных международных площадках.
В отечественной научной мысли имеется немало работ, посвященных средствам экономической дипломатии в сфере внешнеэкономической деятельности России. Так, двустороннему взаимодействию и выстраиванию работы межправкомиссий и их рабочих групп посвящены исследования Х. К. Будуновой [3], А. И. Макарова [14; 15], Ю. В. Пискулова [22], В. А. Шлямина [32; 33].