По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.36:27-45 DOI:10.33920/pol-01-2402-02

Сравнительный анализ семейных отношений в религиозных и светских семьях

Испулова Светлана Николаевна канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, е-mail: sispulova@mail.ru
Испулова Алма Маратовна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, е-mail: almaispulova10@gmail.com
Садовина Дарья Евгеньевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, е-mail: dashasadovina09@gmail.com
Сорокина Екатерина Дмитриевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, е-mail: k6332281@gmail.com

Религиозные семьи — это семьи, в которых вера и религия играют важную роль в повседневной жизни и оказывают влияние на отношения между членами семьи. Эти отношения, в свою очередь, могут быть разнообразными и зависят от конкретных убеждений и обычаев каждой семьи. Одной из особенностей отношений в религиозных семьях является их основа на общих верованиях и ценностях. Религия может служить основой для формирования единства и солидарности в семье, так как вера и религиозные обряды могут стать центральными элементами ежедневной жизни. Это может создавать усиленный и продолжительный контакт между членами семьи, а также укреплять их взаимопонимание и поддержку друг друга. Однако отношения в религиозных семьях также могут подвергаться стрессу и напряжению. Это может быть связано со строгими требованиями и правилами, установленными религиозными учениями, которые могут создавать конфликты и расхождения между членами семьи. Например, непослушание религиозному закону или изменение вероисповедания одним из членов семьи может вызвать разногласия и разрывы в отношениях.

Литература:

1. Антонов А. И., Борисов А. Л. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990; 180 с.

2. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999; 440 с.

3. Зенько Ю. М. Психология и религия. СПб.: Алетейя, 2002; 384 с.

4. Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры. Вопросы психологии. 1998; 3: 104-114.

5. Малявина С. С. Родительское отношение как фактор формирования религиозности личности. Сибирский психологический журнал. 2016; 61: 109-122.

6. Мчедиов, М. П. О социальном портрете современного верующего/М. П. Мчедиов, Ю. А. Гаврилов, А. Г. Шевченко. Социологические исследования. 2009; 7: 55.

7. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-Пресс, 1994; 184 с.

8. Чернов М. И. Русская православная церковь: прошлое и настоящее. Советская педагогика. 1988; 6: 117-121.

9. Чумакова Д. М. Социально-психологические особенности семьи и религиозность родителей. Вестник ЮУрГУ (Серия: Психология). 2010; 27 (203): 100-103.

10. Методика «Измерение родительских установок и реакций» PARI — Опросник PARI. Ваш психолог [Электронный ресурс]. URL: http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/60-diagnosis-offamilyrelationships/199-pari-methodology-measurement-of-parental-attitudes-andreactions?start=1.

1. Antonov A. I., Borisov A. L. Family crisis and ways to overcome it. M., 1990; 180 p.

2. Vasilkova Yu.V., Vasilkova T. A. Social pedagogy. M.: Academy, 1999; 440 p.

3. Zenko Yu. M. Psychology and Religion. St. Petersburg: Aleteya, 2002; 384 p.

4. Signs V.V. Human spirituality in the mirror of psychological knowledge and religious faith. Questions of psychology. 1998; 3: 104-114.

5. Malyavina S. S. Parental attitude as a factor in the formation of personality religiosity. Siberian Psychological Journal. 2016; 61: 109-122.

6. Mchediov, M. P. On the social portrait of a modern believer/M. P. Mchediov, Yu. A. Gavrilov, A. G. Shevchenko. Sociological research. 2009; 7: 55.

7. Nichiporov B.V. Introduction to Christian psychology. Moscow: School Press, 1994; 184 p.

8. Chernov M. I. The Russian Orthodox Church: past and present. Soviet pedagogy. 1988; 6: 117-121.

9. Chumakova D. M. Socio-psychological characteristics of the family and the religiosity of parents. Bulletin of SUSU (Series: Psychology). 2010; 27 (203): 100-103.

10. The methodology of «Measuring parental attitudes and reactions» PARI — The PARI questionnaire. Your psychologist [Electronic resource]. URL: http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/60-diagnosis-of-familyrelationships/199-pari-methodology-measurement-of-parental-attitudes-andreactions?start=1.

Актуальность проблемы исследования отношений в религиозных и светских семьях заключается в осознании и понимании важности и влияния религиозности на семейную динамику и взаимоотношения. Это является особенно актуальным с учетом того, что религия остается одним из основных социально-культурных факторов, который влияет на поведение и ценности людей. Одной из целей исследования отношений в религиозных семьях является выявление влияния религиозных убеждений и обрядов на образование отношений и ролей внутри семьи. Это помогает не только понять, как религия влияет на семейную жизнь, но и предоставляет информацию и рекомендации для поддержания и укрепления положительных и здоровых отношений в таких семьях. Исследование отношений в религиозных семьях также имеет целью анализировать проблемы и конфликты, связанные с религиозными убеждениями, и предложить практические рекомендации для улаживания таких ситуаций. Понимание причин конфликтов и способов их разрешения не только способствует здоровым отношениям в семье, но и создает благоприятную атмосферу для духовного роста и развития каждого члена семьи.

Кроме того, исследование отношений в светских семьях также имеет целью выявить различия и сходства в отношениях и семейной динамике между светскими и религиозными семьями. Это позволяет более глубоко понять роль и влияние религии в контексте семейной жизни и выработать стратегии поддержания здоровых и уравновешенных отношений в обоих типах семей.

Исследование отношений в религиозных и светских семьях важно для понимания и прогнозирования динамики семейных отношений в контексте религиозности. Это помогает создавать эффективные программы поддержки семей, а также руководство и консультации для семейных терапевтов и духовных лидеров.

В России проводятся различные исследования, связанные с отношениями в религиозных и светских семьях. Например, исследование «Религиозность и семья» (Институт социологии РАН) было направлено на изучение связи между религиозностью и семейной структурой, динамикой и поведением в России. В рамках исследования были изучены различные аспекты, включая отношения между религиозностью и браком, рождаемостью, разводами, воспитанием детей и т.д. Также исследование «Религиозная идентичность и семья: сравнительный анализ разных конфессиональных групп» (Социологический институт Российской академии общественных наук) было направлено на изучение взаимосвязи между религиозной идентичностью и семейной структурой и функционированием. Были проанализированы данные о разных конфессиональных группах, чтобы выявить особенности их отношений и семейной жизни. Эти исследования подчеркивают важность изучения отношений в религиозных и светских семьях в контексте российской действительности, и они вносят ценный вклад в наше понимание влияния религиозности на семейную динамику и взаимоотношения.

Для Цитирования:
Испулова Светлана Николаевна, Испулова Алма Маратовна, Садовина Дарья Евгеньевна, Сорокина Екатерина Дмитриевна, Сравнительный анализ семейных отношений в религиозных и светских семьях. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: