По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.9

Сравнительный анализ концептов «жалость» и «сочувствие» в аспекте отношения медицинских работников к пациентам

Захарова Е. В. доцент кафедры общей психологии и социальной работы, канд. мед. наук. E-mail: proscha1088@mail.ru ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89
Фильштинская Е. Г. старший преподаватель кафедры общей психологии и социальной работы. E-mail: fil-alena@rambler.ru ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89
Аборина М.В. ассистент кафедры общей психологии и социальной работы. E-mail: aborinamv@mail.ru ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89

Сочувствие воспринимается респондентами как чувство, встречающееся у людей, крайне эмоционально близких другим, альтруистичных и понимающих, и свойственно оно в большей степени среднему медицинскому персоналу, тогда как жалость подразумевает некоторую отстраненность и чаще свойственна врачам.

Литература:

1. Зимбули, А. Е. Жалость: нравственно-ценностные ракурсы / А. Е. Зимбули // Гуманитарный вектор. — 2017. — Т. 12, № 1. — С. 51–61.

2. Мельникова, В. С. Синонимы-репрезентанты концепта «жалость» в лексикографическом аспекте / В. С. Мельникова // Вестник Удмуртского университета. — 2010. — № 2. — С. 59–63.

3. Овчинникова, Н. В. Анализ концепта «сочувствие» в английском, французском и русском языках / Н. В. Овчинникова, Л. Г. Столярова, М. В. Тарасова // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2017. — № 3–6. — С. 50–56.

4. Шабанова, С. А. Многомерность синонимической парадигмы с общим значением «сочувствие» / С. А. Шабанова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 55. — С. 337–341.

Проблема изучения межличностных отношений между медицинскими работниками и пациентами довольно остра, но при этом недостаточно изучена. Обращающиеся за помощью в лечебные учреждения люди, как правило, растерянны, испуганы, нередко чувствуют боль и нуждаются в принятии, сочувствии и утешении. Профессия типа «человек — человек» подразумевает владение навыками общения, взаимодействия, а также наличие таких качеств, как эмпатийность, сдержанность, терпимость, тактичность. Отсутствие данных навыков и качеств часто приводит к конфликтным ситуациям, недопониманию, низкой удовлетворенности как пациентов, так и самих медицинских работников. Этим обусловлена актуальность изучения особенностей межличностных отношений в медицинских учреждениях.

Приведенное в данной статье исследование не планировалось как самостоятельное, а стало побочным продуктом изучения особеннос тей отношения медицинского персонала отделения реанимации к пациентам. Выделение данной темы в отдельное исследование было связано с получением интересных фактов. В проводимом нами анкетировании врачей и медицинских сестер отделения реанимации среди ряда вопросов был предложен и такой: «Что Вы испытываете по отношению к своим пациентам?». К данному вопросу было предложено несколько вариантов ответов: «жалость», «сочувствие», «ничего», «свой вариант ответа». Респонденты не предложили своих вариантов, и ни один из них не выбрал вариант «ничего», все врачи и медицинские сестры выбирали из первых двух предложенных ответов. В выборке из 13 врачей и 37 медицинских сестер 69 % врачей выбрали ответ «жалость», а 31 % — «сочувствие»; среди медицинских сестер 43 % выбрали ответ «жалость», а 57 % — «сочувствие». Частота ответов опрошенных имела статистически значимые различия при проверке по критерию углового преобразования Фишера (j* = 1,65 при р < 0,05).

Полученные результаты привели к активным дискуссиям, главным вопросом которых был следующий: «Действительно ли между концептами «жалость» и «сочувствие» есть содержательное различие, определяющее специфику отношения «врач — пациент» и «медицинская сестра — пациент» или полученные различия случайны?». Согласно мнению тех, кто видит разницу между указанными конструктами, жалость подразумевает более отстраненное, субъект-объектное отношение «сверху вниз», а сочувствие — более эмоционально близкое, субъект-субъектное отношение как «к равному». Это мнение было оспорено теми, кто интуитивно не воспринял отличий между рассматриваемыми концептами. Возникшее противоречие и определило необходимость проведения дополнительного исследования.

Для Цитирования:
Захарова Е. В., Фильштинская Е. Г., Аборина М.В., Сравнительный анализ концептов «жалость» и «сочувствие» в аспекте отношения медицинских работников к пациентам. Медсестра. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: