Проблема изучения межличностных отношений между медицинскими работниками и пациентами довольно остра, но при этом недостаточно изучена. Обращающиеся за помощью в лечебные учреждения люди, как правило, растерянны, испуганы, нередко чувствуют боль и нуждаются в принятии, сочувствии и утешении. Профессия типа «человек — человек» подразумевает владение навыками общения, взаимодействия, а также наличие таких качеств, как эмпатийность, сдержанность, терпимость, тактичность. Отсутствие данных навыков и качеств часто приводит к конфликтным ситуациям, недопониманию, низкой удовлетворенности как пациентов, так и самих медицинских работников. Этим обусловлена актуальность изучения особенностей межличностных отношений в медицинских учреждениях.
Приведенное в данной статье исследование не планировалось как самостоятельное, а стало побочным продуктом изучения особеннос тей отношения медицинского персонала отделения реанимации к пациентам. Выделение данной темы в отдельное исследование было связано с получением интересных фактов. В проводимом нами анкетировании врачей и медицинских сестер отделения реанимации среди ряда вопросов был предложен и такой: «Что Вы испытываете по отношению к своим пациентам?». К данному вопросу было предложено несколько вариантов ответов: «жалость», «сочувствие», «ничего», «свой вариант ответа». Респонденты не предложили своих вариантов, и ни один из них не выбрал вариант «ничего», все врачи и медицинские сестры выбирали из первых двух предложенных ответов. В выборке из 13 врачей и 37 медицинских сестер 69 % врачей выбрали ответ «жалость», а 31 % — «сочувствие»; среди медицинских сестер 43 % выбрали ответ «жалость», а 57 % — «сочувствие». Частота ответов опрошенных имела статистически значимые различия при проверке по критерию углового преобразования Фишера (j* = 1,65 при р < 0,05).
Полученные результаты привели к активным дискуссиям, главным вопросом которых был следующий: «Действительно ли между концептами «жалость» и «сочувствие» есть содержательное различие, определяющее специфику отношения «врач — пациент» и «медицинская сестра — пациент» или полученные различия случайны?». Согласно мнению тех, кто видит разницу между указанными конструктами, жалость подразумевает более отстраненное, субъект-объектное отношение «сверху вниз», а сочувствие — более эмоционально близкое, субъект-субъектное отношение как «к равному». Это мнение было оспорено теми, кто интуитивно не воспринял отличий между рассматриваемыми концептами. Возникшее противоречие и определило необходимость проведения дополнительного исследования.