По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сравнительный анализ компетенций в проектах ФГОС ВПО (по направлениям подготовки «юриспруденция», «политология», «культурология»)

Самощенко Лариса Сергеевна кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и управления Международного юридического института, ведущий научный сотрудник ИЦПКПС Россия, 127427, Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 4, e-mail: priem@lawinst.ru

Автор показывает, что современный мир предъявляет все более высокие требования к образованию, в том числе и к высшему, при этом важным аспектом современного образования являются его гуманистическая направленность, стремление к решению проблем ненасильственным путем и экологический императив.

Литература:

1. www.mon.gov.ru/pro/fgos

2. http://mon.gov.ru/fi les/materials/6160/09.10.08-030900b.pdf

3. http://mon.gov.ru/fi les/materials/6161/09.10.08-030900m.pdf

4. http://mon.gov.ru/fi les/materials/6133/09.10.09-030200b.pdf

5. http://mon.gov.ru/fi les/materials/6134/09.10.09-030200m.pdf

6. http://mon.gov.ru/fi les/materials/6191/09.10.13-033000b.pdf

7. http://mon.gov.ru/fi les/materials/6192/09.10.13-033000m.pdf

Современные требования к результатам образования выражены через определенные компетенции или группы компетенций в проектах образовательных стандартов третьего поколения [1]. Для сравнения были выбраны направления подготовки «юриспруденция», «политология», «культурология», так как юристы должны учитывать моральные и этические нормы, экологические ограничения и другие требования не только в профессиональной деятельности и повседневной жизни, но и при законотворчестве, а политологи и культурологи могли бы стать примером для всех остальных в следовании указанным нормам и правилам.

Сравнение проводилось отдельно для бакалавров и магистров по указанным направлениям подготовки, но отдельные виды компетенций сравнивались для бакалавров и магистров одного направления.

Сравнение компетенций осуществлялось в табличной форме, при этом одинаковые компетенции вычитались, а затем анализировались те, что были разными для направлений подготовки.

Сравнение общекультурных компетенций показало, что наибольшее их количество должны приобрести бакалавры политологии — 23, бакалавры культурологии и юриспруденции — существенно меньше (15 и 12 соответственно). Анализ состава компетенций показывает, что часть их аналогична, что вполне оправданно, но есть и отличия (табл. 1).

В частности, бакалаврам юриспруденции не нужно:

• обобщать и анализировать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения;

• критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

• использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, то есть в области естественных наук и математики никаких компетенций им не нужно вообще.

Бакалаврам культурологии не нужно «владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья», быть «готовыми к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности».

Для Цитирования:
Самощенко Лариса Сергеевна, Сравнительный анализ компетенций в проектах ФГОС ВПО (по направлениям подготовки «юриспруденция», «политология», «культурология»). Ученый совет. 2014;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: