Современные требования к результатам образования выражены через определенные компетенции или группы компетенций в проектах образовательных стандартов третьего поколения [1]. Для сравнения были выбраны направления подготовки «юриспруденция», «политология», «культурология», так как юристы должны учитывать моральные и этические нормы, экологические ограничения и другие требования не только в профессиональной деятельности и повседневной жизни, но и при законотворчестве, а политологи и культурологи могли бы стать примером для всех остальных в следовании указанным нормам и правилам.
Сравнение проводилось отдельно для бакалавров и магистров по указанным направлениям подготовки, но отдельные виды компетенций сравнивались для бакалавров и магистров одного направления.
Сравнение компетенций осуществлялось в табличной форме, при этом одинаковые компетенции вычитались, а затем анализировались те, что были разными для направлений подготовки.
Сравнение общекультурных компетенций показало, что наибольшее их количество должны приобрести бакалавры политологии — 23, бакалавры культурологии и юриспруденции — существенно меньше (15 и 12 соответственно). Анализ состава компетенций показывает, что часть их аналогична, что вполне оправданно, но есть и отличия (табл. 1).
В частности, бакалаврам юриспруденции не нужно:
• обобщать и анализировать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения;
• критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;
• использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, то есть в области естественных наук и математики никаких компетенций им не нужно вообще.
Бакалаврам культурологии не нужно «владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья», быть «готовыми к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности».