Гражданская идентичность отражает ценностно-мотивационную направленность личности в отношении культурных, социально-политических и экономических явлений в современном обществе. Включенность гражданского компонента в систему идентификационных выборов человека, его место в этой иерархической структуре и особенности соотношения с другими компонентами задают определенные контуры индивидуальной матрицы социальной идентичности [1]. В свою очередь, композиция идентификационных предпочтений определяет характер и степень активности личности в установлении соответствующих социальных связей, в том числе гражданских. Групповые же идентификационные матрицы репрезентируют маркеры идентичностей, которые поддерживают жизнедеятельность как тех или иных социальных сообществ, так и государства в целом.
Теоретические основы понимания идентичности как психологического феномена были заложены в парадигме символического интеракционизма [2], а далее развивались в таких подходах как психоанализ [3], бихевиоризм [4], когнитивизм [5] и конструкционизм [6]. Отличия в концептуальных подходах задают тот или иной ракурс изучения данного феномена с субъективно-символической, результативной, атрибутивной, функциональной, процессуальной или деятельностной позиций.
Попытки научной рефлексии подходов к пониманию феномена гражданской идентичности нередко носят бессистемный характер. Гражданская идентичность является одной из наиболее интегрирующих систем, отражающих широкий спектр различных сфер жизнедеятельности общества, через которую осуществляется самоопределение личности как гражданина своей страны.
И.А. Новикова в качестве системообразующего фактора гражданской идентичности определяет поликультурную позицию личности [7]. И. В. Конода оценивает гражданскую идентичность в качестве политико-ориентированной категории [8], а В.С. Собкин — как элемент гражданской культуры [9]. Кроме того, большинство авторов в предмет исследования гражданской идентичности включают значительно больше основополагающих направлений (политическое, экономическое, правовое, культурное, национальное), которые в совокупности определяют ядро гражданских представлений.