По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.662.2–057.875 DOI:10.33920/med-01-2106-01

Сравнительный анализ гражданской идентичности студентов гуманитарного, медицинского и технического высших учебных заведений

Ледванова Татьяна Юрьевна доцент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов, кандидат медицинских наук, ORCID 0000-0002-8985-8825
Барыльник Юлия Борисовна заведующая кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов, доктор медицинских наук, профессор, ORCID 0000-0001-6837-5894
Филиппова Наталья Валерьевна доцент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов, кандидат медицинских наук, ORCID 0000-0002-3380-5935
Носова Мария Николаевна ординатор кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов, ORCID 0000-0002-9601-6888

Гражданская идентичность является одной из наиболее интегрирующих систем, отражающих широкий спектр различных сфер жизнедеятельности общества, через которую осуществляется самоопределение личности как гражданина своей страны. Целью данной работы является выявление и сравнение особенностей гражданской идентичности студентов медицинского, гуманитарного и технического высших учебных заведений города Саратова. В статье впервые рассматривается проблема формирования гражданской идентичности студентов различных вузов с позиции анализа когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Проведено экспериментально-статистическое исследование, в котором приняли участие 57 студентов. На основании полученных данных были выявлены преобладающие социальные ценностные ориентации студентов гуманитарного вуза, социально-ролевые ценностные ориентации студентов медицинского вуза, а также гедонистические ценностные ориентации студентов технического вуза. Результаты исследования свидетельствуют о том, что составляющие компоненты гражданской идентичности у студентов технического вуза сформированы на достоверно более низком уровне по сравнению со студентами других вузов. Самый высокий уровень коммуникативного потенциала наблюдается у студентов гуманитарного вуза, а самый низкий — у студентов технического вуза. Самый низкий уровень поведенческой регуляции сформирован у студентов технического вуза. Снижают уровень гражданской идентичности, а именно ее поведенческого и эмоционального компонента, социальная интроверсия и психастения; кроме того, поведенческий компонент снижается вследствие повышения выраженности депрессивных личностных черт. Сформированность когнитивного компонента гражданской идентичности у студентов гуманитарного, медицинского и технического вузов связана с адекватным восприятием действительности.

Литература:

1. Акимова М.К., Персиянцева С.В. Роль гражданской идентичности в структуре социального капитала. Гуманитарные научные исследования. 2015. 6 (2). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://human.snauka.ru/2015/06/11812 Дата обращения: 27.03.2021

2. Mead G.H. The Social Self. Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. 1913; 10: 374–380.

3. Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status. J. of Personality and Social Psychology. 1966; 3: 551–558.

4. Sherif M. The Psychology of social norms. Harper and Brothers (Harper Torchbook edition). NY, USA. 1966: 249 p.

5. Tajfel H. Social Identity and intergroup behaviour. Social Science Information / Information sur les Sciences Sociales. 1974; 13 (2): 65–93.

6. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. A theory of personality. Routledge. London, UK. Vol.1. 1991. 386 p.

7. Новикова И.А. Гражданская идентичность в представлениях современной молодежи. Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2015; 3 (1): 84–89.

8. Конода И.В. Становление гражданской идентичности россиян в процессе политической социализации. Москва. 2012. 29 с.

9. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики: эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО. 2012. 318 с.

10. Дробижева Л.М. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. 2006: 10–29.

11. Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Гражданская идентичность и формирование гражданственности. Изд-во. Сарат. ун-та. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2010; 4 (12):11–20.

12. Санина А.Г. Формирование российской идентичности: гражданско-государственный подход. Социологические исследования. 2012; 12: 57–65.

13. Bauman, Z. The Individualized Society, Polity. Cambridge, UK. 2001. 272 p.

14. Бушуев В.В., Титов В.В. Национально-государственная идентичность в современном мире и роль исторической политики в ее формировании. Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. 2011. 4: 77–93.

15. Евгеньева Т.В., Регнацкий В.В. Формирование национально-государственной идентичности московских школьников. Ценности и смыслы. 2015. 2 (36).

16. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. Вопросы образования 2008; 1: 65–86.

17. Горбачева Е.И. Культурно-исторический анализ феномена «гражданская идентичность личности». Этнокультурная идентичность как стратегический ресурс самосознания общества в условиях глобализации. Материалы международной научно-практической конференции. 2013: 24–29.

18. Черный Е.В. Психология моделирования поликультурного образования. Симферополь: СОНАТ. 2010. 540 с.

19. Безгина Н.В. Гражданская идентичность как компонент в социальном становлении человека. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. 2: 177–186.

20. Гальченко А.С. Методологические проблемы исследования гражданской идентичности как психологического феномена. Педагогика и психология образования. 2018. 4: 107–117.

21. Crocetti E., Jahromi P., Meeus W., Crocetti E., Jahromi P., Meeus W. Identity and civic engagement in adolescence. Journal of Adolescence 2012; 35 (3): 521–532. doi: 10.1016/j.adolescence.2011.08.003.

22. Lannegrand-Willems L, Chevrier B, Perchec C, Carrizales. A How is Civic Engagement Related to Personal Identity and Social Identity in Late Adolescents and Emerging Adults? J Youth Adolesc 2018. 47 (4): 731–748. doi: 10.1007/s10964-018-0821-x.

23. Антонова Н.В., Белоусова В.В. Самоопределение как механизм развития идентичности. Педагогика и психология образования. 2011. 2: 79–92.

24. Маклакова А.Г., Чермянина С.В. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность». Учебное пособие. Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2006: 549–672.

25. Носс И.Н. Руководство по психодиагностике. Изд-во Института психотерапии. 2005. 688 с.

26. Грязнов А.Н., Холоднов В.Г. Комплексная безопасность образовательных учреждений в условиях поликультурного общества: методическое пособие. Издательство «Данис», 2015: 7–12.

1. Akimova M.K., Persiantseva S.V. The role of civic identity in the structure of social capital. Gumanitarnyye nauchnyye issledovaniya (Humanitarian scientific research). 2015. 6 (2). [Electronic resource] Available at: https://human.snauka. ru/2015/06/11812 Available at:27.03.2021. (in Russian)

2. Mead G.H. The Social Self. Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. 1913; 10: 374–380.

3. Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status. J. of Personality and Social Psychology. 1966. 3: 551–558.

4. Sherif M. The Psychology of social norms. Harper and Brothers (Harper Torchbook edition). NY., USA.1966: 249 p.

5. Tajfel H. Social Identity and intergroup behaviour. Social Science Information/Information sur les Sciences Sociales. 1974. 13 (2): 65–93.

6. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. Vol.1: A theory of personality. Routledge. London, UK. 1991. 386 p.

7. Novikova I.A. Civic Identity in the representations of modern youth. Sotsial'naya integratsiya i razvitiye etnokul'tur v yevraziyskom prostranstve (Social integration and development of ethnocultures in the Eurasian space) 2015; 3 (1): 84–89. (in Russian)

8. Konoda I.V. Becoming a civil identity of Russians in the process of political socialization. Moscow, 2012. 29 р. (in Russian)

9. Sobkin V.S. High School student in the world of politics: empirical study. M.: CSR RAO. 2012. 318 р. (in Russian)

10. Drobizheva L.M. Civil, ethnic and religious identities in modern Russia. 2006: 10–29. (in Russian)

11. Ivanova N.L., Mazilova G.B. Civic Identity and Citizenship Formation. Izd-vo Sarat. un-ta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya (Publishing house university of Saratov. New series. Acmeology of education. Developmental psychology). 2010; 4 (12): 11–20. (in Russian)

12. Sanina A.G. Formation of Russian Identity: Civil-State Approach. Sotsiologicheskiye issledovaniya (Sociological research). 2012; 12: 57–65. (in Russian)

13. Bauman Z. The Individualized Society, Polity. Cambridge, UK. 2001. 272 p.

14. Bushuyev V.V., Titov V.V. National-State Identity in the modern world and the role of historical policy in its formation. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholokhova. Istoriya i politologiya. (Herald of the Moscow State Humanities University n.a. M.A. Sholokhov. History and political science). 2011; 4: 77–93. (in Russian)

15. Evgenyeva T.V., Regina V.V. Formation of national-state identity of Moscow schoolchildren. Tsennosti i smysly (Values and meanings). 2015; 2 (36). (in Russian)

16. Asmolov A.G. Strategy of sociocultural modernization of education: on the way to overcoming the identity crisis and building civil society. Voprosy obrazovaniya (Education issues). 2008; 1: 65–86. (in Russian)

17. Gorbachev E.I. Cultural and historical analysis of the phenomenon of «civil identity of the individual». Ethnocultural identity as a strategic resource of self-awareness of society in the conditions of globalization. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Materials of the international scientific and practical conference). 2013. 24–29 р. (in Russian)

18. Chernyy E.V. Psychology of Multicultural Education Modeling. Simferopol: SONAT. 2010. 540 р. (in Russian)

19. Bezgina N.V. Civil Identity as a component in the social formation of man. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye nauki (News of Tula State University. Humanities). 2014; 2:177–186. (in Russian)

20. Galchenko A.S. Methodological problems of the study of civic identity as a psychological phenomenon. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya (Educators and the psychology of education). 2018; 4: 107–117. (in Russian)

21. Crocetti E., Jahromi P., Meeus W., Crocetti E., Jahromi P., Meeus W. Identity and civic engagement in adolescence. Journal of Adolescence. 2012; 35 (3): 521–32. doi: 10.1016/j.adolescence.2011.08.003.

22. Lannegrand-Willems L., Chevrier B., Perchec C., Carrizales A. How is Civic Engagement Related to Personal Identity and Social Identity in Late Adolescents and Emerging Adults? J Youth Adolesc. 2018; 47 (4): 731–748. doi: 10.1007/s10964-018-0821-x.

23. Antonova N.V., Belousova V.V. Self-Determination as a mechanism for the development of identity. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya (Educators and the psychology of education). 2011; 2: 79–92. (in Russian)

24. McLachlan A. G., Chermyanina S.V. Multi-level personal questionnaire «Adaptiveness». Uchebnoye posobiye. Izdatel'skiy Dom «BAKHRAKH-M», 2006. 549–672 р. (in Russian)

25. Noss I.N. Guide to Psychodiagnosis. The Institute of Psychotherapy. 2005. 688 р. (in Russian)

26. Gryaznov A.N., Coldov V.G. Comprehensive security of educational institutions in a multicultural society: a methodical manual. Izdatel'stvo «Danis» (Danis Publishing House), 2015: 7–12. (in Russian)

Гражданская идентичность отражает ценностно-мотивационную направленность личности в отношении культурных, социально-политических и экономических явлений в современном обществе. Включенность гражданского компонента в систему идентификационных выборов человека, его место в этой иерархической структуре и особенности соотношения с другими компонентами задают определенные контуры индивидуальной матрицы социальной идентичности [1]. В свою очередь, композиция идентификационных предпочтений определяет характер и степень активности личности в установлении соответствующих социальных связей, в том числе гражданских. Групповые же идентификационные матрицы репрезентируют маркеры идентичностей, которые поддерживают жизнедеятельность как тех или иных социальных сообществ, так и государства в целом.

Теоретические основы понимания идентичности как психологического феномена были заложены в парадигме символического интеракционизма [2], а далее развивались в таких подходах как психоанализ [3], бихевиоризм [4], когнитивизм [5] и конструкционизм [6]. Отличия в концептуальных подходах задают тот или иной ракурс изучения данного феномена с субъективно-символической, результативной, атрибутивной, функциональной, процессуальной или деятельностной позиций.

Попытки научной рефлексии подходов к пониманию феномена гражданской идентичности нередко носят бессистемный характер. Гражданская идентичность является одной из наиболее интегрирующих систем, отражающих широкий спектр различных сфер жизнедеятельности общества, через которую осуществляется самоопределение личности как гражданина своей страны.

И.А. Новикова в качестве системообразующего фактора гражданской идентичности определяет поликультурную позицию личности [7]. И. В. Конода оценивает гражданскую идентичность в качестве политико-ориентированной категории [8], а В.С. Собкин — как элемент гражданской культуры [9]. Кроме того, большинство авторов в предмет исследования гражданской идентичности включают значительно больше основополагающих направлений (политическое, экономическое, правовое, культурное, национальное), которые в совокупности определяют ядро гражданских представлений.

Для Цитирования:
Ледванова Татьяна Юрьевна, Барыльник Юлия Борисовна, Филиппова Наталья Валерьевна, Носова Мария Николаевна, Сравнительный анализ гражданской идентичности студентов гуманитарного, медицинского и технического высших учебных заведений. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: