Все субъекты строительства имеют одну главную цель — все документы, составляющиеся внутри системы, должны быть точными, достоверными. Это относится и к сметам. Сметные расчеты должны соответствовать вышеуказанным требованиям, т. к. на основе смет заключаются соглашения с поставщиками ресурсов, привлекаются дополнительные рабочие силы для освоения приобретаемых ресурсов.
При составлении сметы главная задача проектной организации — это существенное снижение затрат на разработку документации. Эта задача на данный момент чрезвычайно сложна и проблематична, так как нормативная правовая база, регламентирующая процесс составления смет, в Российской Федерации не менялась почти пятьдесят лет.
Первые попытки унификации нормативного материала по вопросу составления смет были предприняты в начале XIX века. В этот период времени разрабатываются «Урочные реестры по части гражданского строительства и по военным работам». В реестре содержались требования — нормативы привлечения рабочей силы, закупки материалов и заказа транспортных средств.
В 1832 г. создается единый документ — «Урочное положение на все работы, производящиеся при крепостях, государственных зданиях и гидротехнических сооружениях». В 1869 г. это положение было утверждено официально властями.
После 1917 г. на основе Урочного положения создаются новые акты: например, «Свод производственных строительных норм» 1927–1930 гг. и «Строительные нормы и правила» 1955–1956 гг.
СНиП, принятый в середине XX века, неоднократно пересматривался, перекраивался. Наиболее серьезные изменения в документе произошли в 1984 г., когда был принят СНИП IV–84, состоящий из 300 тыс. норм и цен.
Во время распада Советского Союза начинается постепенный процесс либерализации цен в сфере строительства: вместо государственного планирования создается система договора, основывающегося на взаимоотношениях между подрядчиком и заказчиком. В 1992 г. Госстрой России начинает разрабатывать новый документ, регламентирующий сферу сметного дела в строительстве — «Методику определения стоимости строительной продукции на территории РФ». Этот документ был принят после многочисленных правок только в 2004 г.