Анализ показателей здоровья детей в России свидетельствует о негативной тенденции на протяжении более трех десятилетий. Сохраняется тенденция к росту распространенности у детей хронической патологии, снижается количество здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными официальной статистики и результатами выборочных научных исследований [1].
Формирование здоровья детей обусловлено факторами среды обитания, уровнем развития системы образования, комплексом социально-экономических факторов, образом жизни [2]. Среди факторов, определяющих состояние здоровья детей, от 25,0 до 40,0 % составляют социально-гигиенические условия жизни, более 25,0 % — антропотехногенные загрязнения окружающей среды, от 21,0 до 27,0 % — факторы внутришкольной среды и до 25,0 % — качество медицинского обслуживания [3]. Среди факторов внутришкольной среды до 21,0 % отводится организации учебного процесса при меньшем вкладе социального (19,0 %) и экологического компонентов (15,0 %) [4].
Функциональное состояние организма является индикатором адекватности образовательной среды детей, а характер и интенсивность этих изменений являются мерой физиологической стоимости учебной деятельности. Так, исследования показали, что лишь у пятой части школьников состояние адаптационных механизмов свидетельствует о достаточных функциональных возможностях организма при воздействии интенсивной учебной нагрузки [5].
Совокупность нагрузки, обусловленной совместным воздействием факторов обязательного и дополнительного образования, предъявляет более высокие требования к функциональному состоянию системы адаптации и поддержания гомеостаза, что у определенной категории обучающихся может являться фактором риска и причиной срыва адаптационных механизмов, развития соматической патологии. Интенсификация учебного процесса существенно увеличивается с широким применением в учебном процессе электронных средств обучения (интерактивные доски, ноутбуки, мобильные компьютерные классы) [6, 7]. В условиях напряженного учебного процесса у школьников, обучающихся в инновационных образовательных организациях, в 1,9 раза возрастает риск снижения функции внешнего дыхания, что в дальнейшем может способствовать нарушению здоровья [8].