По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.956 DOI:10.33920/med-08-2101-05

Сравнительная характеристика показателей заболеваемости детей по болезням, этиологически связанным с пищевым фактором

Романенко Сергей Павлович младший научный сотрудник, отдел гигиенических исследований с лабораторией физических факторов, Федеральное бюджетное учреждение науки «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора; 630108, г. Новосибирск, ул. Пархоменко, д. 7; e-mail: romanenko_sp@niig.su, https://orcid.org/0000-0003-1375-0647
Новикова Ирина Игоревна д-р мед. наук, профессор, директор, Федеральное бюджетное учреждение науки «Новосибирский научно-исследовательский институт» Роспотребнадзора; 630108, г. Новосибирск, ул. Пархоменко, д. 7; email: novik_ir70@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-1105-471X

Показатели здоровья детей в России свидетельствуют о негативной тенденции на протяжении более трех десятилетий. Формирование здоровья детей обусловлено факторами среды обитания, уровнем развития системы образования, комплексом социально-экономических факторов, образом жизни. В ходе исследования была проведена ретроспективная оценка показателей заболеваемости детей и подростков болезнями, этиологически связанными с пищевым фактором, по Российской Федерации в целом и субъектам расположения кадетских корпусов. Анализ официальных данных Министерства здравоохранения по Российской Федерации с 2011 по 2019 г. общей заболеваемости, обусловленной пищевым фактором, свидетельствует о росте заболеваемости детей 0–14 лет болезнями эндокринной системы, сахарным диабетом, ожирением. У детей 15–17 лет отмечен прирост среднемноголетнего показателя по болезням эндокринной системы, болезням щитовидной железы, сахарным диабетом, ожирением, анемиями. Ранжирование субъектов Приволжского федерального округа по среднемноголетним данным показателей заболеваемости, этиологически связанной с пищевым фактором, позволило выявить территории риска. По итогам ранжирования первое ранговое место заняла Республика Татарстан, второе — Республика Башкортостан, третье — Чувашская Республика, четвертое — Пермский край, пятое — Республика Удмуртия, шестое — Нижегородская область. По данным заболеваниям сохраняется негативная динамика. В целом на территории субъектов Приволжского федерального округа заболеваемость детей и подростков соответствует общероссийским трендам, вместе с тем по ряду заболеваний, этиологически связанных с пищевым фактором, ситуация значительно хуже, а именно по заболеваниям эндокринной системы и ожирению.

Литература:

1. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г. Формирование культуры питания школьников в системе профилактической работы общеобразовательной организации. Санитарный врач. 2019; 11: 52–63.

2. Баранов А. А. Профилактические основы развития приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в интересах детей. Десятый Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей. Москва; 2007: 470-473.

3. Онищенко Г. Г. О реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания. 2009; 9: 4–5.

4. Куинджи Н. Н., Зорина И. Г. Опыт применения социально-гигиенического мониторинга в гигиене детей и подростков. Гигиена и санитария. 2012; 4: 53–57.

5. Шквирина О. И., Глазко О. С., Дёмина А. К. Мониторинг функционального состояния младших подростков как объективный критерий качества образовательной среды. Третий Всероссийский конгресс с международным участием по школьной и университетской медицине. Москва; 2012: 462–463.

6. Кучма В. Р., Макарова А. Ю. Комплексная оценка показателя физической работоспособности у 7-летних школьников. Пятый национальный Конгресс по школьной и университетской медицине с международным участием. Москва; 2016: 162–166.

7. Сабгайда Т. П., Окунев О. Б. Изменение заболеваемости российских детей, подростков и взрослого населения болезнями основных классов в постсоветский период. Электронный научный журнал Социальные аспекты здоровья населения. 2012; 1 (23).

8. Зенина М. Т., Штина Е. И., Валина С. Л. Гигиеническая оценка напряженности и интенсивности образовательного процесса школ с разными профилями обучения. Актуальные вопросы анализа риска при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Восьмая Всероссийская научнопрактическая конференция с международным участием. Пермь; 2018: 344–348.

9. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г. Исследование субъективных предпосылок здорового образа жизни у обучающихся общеобразовательных организаций. Санитарный врач. 2020; 2: 47–56.

10. Чагаева Н. В., Попова И. В., Токарев А. Н., Кашин А. В., Беляков В. А. Сравнительная характеристика физиометрических показателей физического развития школьников. Гигиена и санитария. 2011; 2: 72–75.

11. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал. 2018; 99 (4): 698–705.

12. Намазова-Баранова Л. С. и др. Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации. Медицинский совет. 2014; 1: 6–10.

13. Лазарева Л. А., Гордеева Е. В. Анализ заболеваемости детей и подростков болезнями органов пищеварения. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; 1 (55): 133–135.

1. Denisov L.A., Nekhorosheva E.V., Avramenko V.G. Formation of nutrition culture of schoolchildren in the system of preventive work of a General education organization.Sanitarnyjvrach (Sanitary doctor). 2019; 11: 52-63.(in Russian)

2. Baranov A.A. Preventive bases of development of the priority national project in the sphere of health care in the interests of children.anitarnyjvrach. Tenth all-Russian Congress of hygienists and sanitary doctors. [DesyatyjVserossijskijs"ezdgigienistovisa nitarnyhvrachej]. Moscow; 2007: 470-473.(inRussian)

3. Onishchenko G.G. on the implementation of experimental projects to improve the organization of nutrition for students in General education institutions. Zdorov'enaseleniyaisredaobitaniya (Population health and habitat). 2009; 9: 4-5.(in Russian)

4. Kuindzhi N.N., Zorina I.G. Experience of using social and hygienic monitoring in the hygiene of children and adolescents. Gigienaisanitariya (Hygiene and sanitation). 2012; 4: 53-57.(in Russian)

5. Shkvirina O.I., Glazko O.S., Demina A.K. Monitoring of the functional state of younger adolescents as an objective criterion for the quality of the educational environment.Third all-Russian Congress with international participation on school and University medicine. [TretijVserossijskijkongress s mezhdunarodnymuchastiem po shkol'nojiuniversitetskoj medicine]. Moscow; 2012: 462-463.(in Russian)

6. Kuchma V.R., Makarova A.Yu. Comprehensive assessment of physical performance in 7-year-old schoolchildren. Fifth national Congress on school and University medicine with international participation. [Pyatyjnacional'nyjKongress po shkol'nojiuniversitetskoj medicine s mezhdunarodnymuchastiem]. Moscow; 2016: 162-166.(in Russian)

7. Sabgayda T.P., Okunev O.B. Changes in the incidence of Russian children, adolescents and adults with diseases of the main classes in the post-Soviet period. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya (Social aspects of public health). 2012; 1 (23) (in Russian)

8. Zenina M.T., Shtina E.I., Valina S.L. Hygienic assessment of the intensity and intensity of the educational process in schools with diff erent training profi les. Current issues of risk analysis in ensuring the sanitary and epidemiological welfare of the population and consumer protection. The eighth all-Russian scientifi c and practical conference with international participation. [Vos'mayaVserossijskayanauchno-prakticheskayakonferenciya s mezhdunarodnymuchastiem]. Perm; 2018: 344-348.(in Russian)

9. Denisov L.A., Nekhorosheva E.V., Avramenko V.G. Research of subjective prerequisites of a healthy lifestyle in students of General education organizations. Sanitarnyjvrach (Sanitary doctor).2020; 2: 47-56.(in Russian)

10. Chagaeva N.V., Popova I.V., Tokarev A.N., Kashin A.V., et al. Comparative characteristics of physiometric indicators of physical development of schoolchildren. Gigienaisanitariya (Hygiene and sanitation).2011; 2: 72-75.(in Russian)

11. Baranov A.A., AlbitskyV.Yu. State of health of children in Russia, priorities of its preservation and strengthening. Kazanskijmedicinskijzhurnal (Kazan medical journal). 2018; 4: 698-705.(in Russian)

12. Namazova-Baranova L.S. et al. Morbidity of children aged 5 to 15 years in the Russian Federation. Medicinskijsovet(Medical Council). 2014; 1: 6-10. (in Russian)

13. Lazareva L.A., Gordeeva E.V. Analysis of the incidence of children and adolescents with diseases of the digestive system. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal (International research journal).2017; 1(55): 133-135.(in Russian)

Анализ показателей здоровья детей в России свидетельствует о негативной тенденции на протяжении более трех десятилетий. Сохраняется тенденция к росту распространенности у детей хронической патологии, снижается количество здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными официальной статистики и результатами выборочных научных исследований [1].

Формирование здоровья детей обусловлено факторами среды обитания, уровнем развития системы образования, комплексом социально-экономических факторов, образом жизни [2]. Среди факторов, определяющих состояние здоровья детей, от 25,0 до 40,0 % составляют социально-гигиенические условия жизни, более 25,0 % — антропотехногенные загрязнения окружающей среды, от 21,0 до 27,0 % — факторы внутришкольной среды и до 25,0 % — качество медицинского обслуживания [3]. Среди факторов внутришкольной среды до 21,0 % отводится организации учебного процесса при меньшем вкладе социального (19,0 %) и экологического компонентов (15,0 %) [4].

Функциональное состояние организма является индикатором адекватности образовательной среды детей, а характер и интенсивность этих изменений являются мерой физиологической стоимости учебной деятельности. Так, исследования показали, что лишь у пятой части школьников состояние адаптационных механизмов свидетельствует о достаточных функциональных возможностях организма при воздействии интенсивной учебной нагрузки [5].

Совокупность нагрузки, обусловленной совместным воздействием факторов обязательного и дополнительного образования, предъявляет более высокие требования к функциональному состоянию системы адаптации и поддержания гомеостаза, что у определенной категории обучающихся может являться фактором риска и причиной срыва адаптационных механизмов, развития соматической патологии. Интенсификация учебного процесса существенно увеличивается с широким применением в учебном процессе электронных средств обучения (интерактивные доски, ноутбуки, мобильные компьютерные классы) [6, 7]. В условиях напряженного учебного процесса у школьников, обучающихся в инновационных образовательных организациях, в 1,9 раза возрастает риск снижения функции внешнего дыхания, что в дальнейшем может способствовать нарушению здоровья [8].

Для Цитирования:
Романенко Сергей Павлович, Новикова Ирина Игоревна, Сравнительная характеристика показателей заболеваемости детей по болезням, этиологически связанным с пищевым фактором. Санитарный врач. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: