Конкуренция как во внешнем международном бизнесе, так и внутри страны превращает современную экономику в быстро меняющийся финансово-экономический механизм. Такое положение требует от корпораций быстрой адаптации к новым условиям. При этом изменения становятся нормой делового оборота. Однако, согласно концепции «постоянного улучшения», изменения должны быть многоразовыми, постоянными, поскольку достигнутое преимущество может быть достаточно быстро утрачено [1; 3; 5]. В противном случае остаются незыблемыми системы управления, и, конечно же, они постепенно устаревают, создается диссонанс между отдельными элементами системы, появляется потребность поиска путей управления затратами. Чаще всего способность крупных предприятий синергизировать со специализированными организациями малых и средних организационно-правовых форм определяет выбор изменений в практике хозяйствования и управления, в любом случае направленных на рост эффективности своей деятельности. Последние обладают определенной гибкостью и реакцией на динамику специфичного спроса. Особенно это проявляется во внешних контактах организаций, углублении и специализации согласования отдельных сфер деятельности между отдельными структурными подразделениями корпораций, дочерними и зависимыми организациями.
Наряду с другими функциями управления немаловажное значение имеют организация и ведение бухгалтерского учета и, самое главное, сбор и подготовка информации для оперативного управления. Крупные корпорации организуют системное ведение учета в четырех аспектах, обеспечивая тем самым составление индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчетности по требованиям МСФО, налоговой отчетности (деклараций и расчетов) и внутренней управленческой отчетности (рис. 1) [2; 4; 9].
Несмотря на то что основанием для всех четырех аспектов ведения бухгалтерского учета служит первичный учет, все-таки здесь имеет место дублирование при сборе и транспортировке информации, так как на практике обычно не соблюдается один из основных принципов управленческого учета. В частности, игнорируется принцип одноразовой записи первичной информации и многократного ее использования для различных целей при обработке. Следовательно, выполнение операций по разным методологиям и конкретизированным нормативным документам, имеющим разные по содержанию основания систематизации, и отсутствие увязки результирующих показателей на уровне отчетности приводят к недостоверности и неполноте их раскрытия как во внешней, так и во внутренней отчетности. Кроме того, ситуация требует значительного числа специалистов, занятых учетом, либо отвлекает основных исполнителей от своих прямых обязанностей и становится неэффективной.