Специфика деятельности специалистов сестринского и акушерского дела обязывает их поддерживать определенные личностные характеристики, позволяющие не только профессионально выполнять функциональные обязанности, но и выстраивать позитивные взаимоотношения с пациентами и их родственниками [1, 2, 3].
Целью исследовательской работы является анализ модели поведения специалистов сестринского и акушерского дела, в зависимости от их места работы, с использованием в дальнейшем результатов в организационно-управленческом процессе роддома и женской консультации.
В процессе научной работы использовались социологические методы исследования, проводимые для решения следующих задач:
• определение значимых личностных качеств специалистов;
• определение возможных вариантов психологических защит;
• определение существующих моделей поведения специалистов.
В исследовании принимали участие 80 специалистов сестринского и акушерского дела, работающих в роддоме (40 респондентов) и женской консультации (40 респондентов) г. Ульяновска, в возрасте от 20 до 56 лет.
Определение значимых личностных качеств специалистов сестринского и акушерского дела. Для специалистов роддома:
• имеющих стаж работы до 5 лет — наиболее важными являются такие качества, как добросовестность (отметили 50 % респондентов), справедливость (отметили 40 % респондентов), исполнительность (отметили 40 % респондентов);
• имеющих стаж работы от 5 до 10 лет — наиболее важными являются такие качества, как вежливость и тактичность (отметили 57 % респондентов), гибкость в общении (отметили 50 % респондентов), ответственность (отметили 37 % респондентов), активность (отметили 18 % респондентов);
• имеющих стаж работы от 10 до 20 лет работы — наиболее важными являются такие качества, как справедливость (отметили 75 % респондентов), вежливость (отметили 63 % респондентов), ответственность (отметили 50 % респондентов), честность (отметили 38 % респондентов);
• имеющих стаж работы свыше 20 лет — наиболее важными являются такие качества, как желание работать (отметили 100 % респондентов), справедливость (отметили 50 % респондентов), вежливость (отметили 50 % респондентов), честность (отметили 50 % респондентов).