Физическое развитие — динамический процесс роста и развития ребенка. Уровень физического развития и степень гармоничности его показателей — одни из основных показателей состояния здоровья детской популяции, отражающий влияние эндогенных и экзогенных факторов. Чем значительнее нарушения физического развития ребенка, тем больше вероятность наличия у него функциональных нарушений или хронических заболеваний [1]. В то же время физическое развитие рассматривается наряду с индексом здоровья в качестве его прямого интегрального показателя, отражающего взаимосвязь организма с окружающей его средой [5]. Своевременная оценка физического развития необходима для выявления нарушений развития как проявление заболеваемости, влияния конституциональных или средовых факторов, а также с целью их коррекции и принятия управленческих решений. При этом существенно возрастает значимость методов оценки физического развития [2]. В связи с этим особое значение приобретает сравнительная характеристика информативности методов оценки физического развития при работе врача-гигиениста. В качестве нормативов физического развития детей могут использоваться региональные, российские или международные нормативы физического развития. Наряду с существованием международных стандартов, разработанных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), существует необходимость использования региональных нормативов физического развития для более полной и комплексной оценки физического развития [5]. Так как имеются значимые различия антропометрических результатов у детей разных национальностей, проживающих в разных регионах и социально-экономических условиях [1, 2], основными показателями, по которым производится оценка физического развития, являются вес и рост ребенка. В практике для более полной характеристики физического развития используют его интегральную величину — гармоничность [1].
Цель исследования — сравнительная характеристика методов, применяемых для оценки физического развития детей и подростков.