Актуальность темы. В отличие от белкового и энергетического балансирования рационов, недостаточность микроэлементов редко оказывает быстрый и выраженный эффект на продуктивные показатели [3]. Более того, низкая стоимость большинства используемых микроэлементов низводит этот вид питательных веществ до неучитываемых величин, когда рассчитывается цена корма, затрачиваемого на производство единицы продукции [6].
Степень усвоения, например, железа телятами при молочном типе кормления достигает 70 % , а при переводе животных на растительные корма снижается до 8‒25 % [12].
Различия в усвояемости железа из растительных кормов связаны с наличием в них фитиновой кислоты, а также зависят от уровня содержания в рационе цинка, марганца, меди. В значительном количестве медь всасывается в желудке до 52 % от введенной дозы, в двенадцатиперстной кишке – 21 %, а в тощей – менее 10 % [1]. В противоположность другим микроэлементам медь подавляет сокращение ворсинок тонкой кишки [14]. Цинк является кофактором ферментов лактатдегидрогеназы, щелочной фосфатазы, карбоангидразы. Цинк, вводимый в виде углекислого цинка (ZnCO3 ), всасывается всего на 51 %. Еще хуже он всасывается, если его источником в рационе являются соевые бобы или соевый шрот (44 %) [5, 7].
И. С. Ковальчук [10] отмечает, что химически чистый хлорид цинка менее усвояем, а его окись и сульфат технической спецификации относительно недоступны.
Имеются данные об эффективности введения в премиксы хелатов металлов (внутрикомплексных соединений металлов с органическими лигандами). В большинстве опытов эффект хелатных соединений был выше, чем минеральных солей. Показано также, что ингредиенты премиксов, в которых микроэлементы представлены хелатированными соединениями, хорошо усваиваются организмом животных, причем микроэлементы в премиксах не взаимодействуют с другими элементами и с органическими веществами [9, 11]. Именно в хелатной форме в процессе длительной эволюции животные получали микроэлементы из растений [2].