По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 624.139.22

Сравнение результатов расчетов на морозоустойчивость дорожной конструкции по нормативной и предлагаемым методикам

В. А. Шорин д-р хим. наук, профессор, Вологодский государственный университет, г. Вологда
Г. Л. Каган канд. геол.-мин. наук, доцент, Вологодский государственный университет, г. Вологда
И. А. Рахимова канд. техн. наук, доцент, Вологодский государственный университет, г. Вологда
А. Ю. Вельсовский канд. техн. наук, Вологодский государственный университет, г. Вологда

Приведены предложения по корректировке нормативной методики расчета дорожной конструкции на морозоустойчивость и основные положения предлагаемых методик – усовершенствованной и метода Вологодского государственного университета (ВоГУ). Даны примеры расчета по нормативной и предлагаемым методикам с варьированием исходных факторов.

Литература:

1. ОДН 218.046-01. Проектирование нежестких дорожных одежд. – Введ. 2000-12-20. – М.: Информавтодор, 2001. – 144 с.

2. Шорин В.А. О соответствии результатов оценки степени пучинистости грунта косвенными и лабораторными методами / В.А. Шорин, Г.Л. Каган, А.Ю. Вельсовский // Дороги и мосты: сборник. – М.: ФГУП РОСДОРНИИ, 2015, выпуск. – С. 67–83.

3. Федоров В.И. Процессы влагонакопления и морозоопасность грунтов в строительстве. – Владивосток: Изд-во ДальНИИС, 1993. – 178 с.

4. Федоров В.И. Активная защита сооружений и фундаментов в обводняющихся пучиноопасных грунтах. – Владивосток: Изд-во Дальпресс, 1995. – 156 с.

5. Сажин В.С. Проектирование и строительство фундаментов сооружений на пучинистых грунтах / В.С. Сажин, В.Я. Шишкин, А.С. Волох. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. – 235 с.

6. ТМД 50-601-2004 Санкт-Петербурга. Методика оценки характеристик морозоопасных свойств грунтов в строительстве Санкт-Петербурга. – Введ. 2004-10-12. Правительство СанктПетербурга. – СПб.: ОАО Изд-во «Стройиздат СПб», 2005. – 11 с.

7. Каган Г.Л. Новый метод проверки дорожной конструкции на морозоустойчивость / Г.Л. Каган, А.Ю. Вельсовский // Дороги и мосты: сборник. – М.: ФГУП РОСДОРНИИ, 2013. – Вып. 29/1. – С. 29–40.

8. Орлов В.О. Пучение промерзающих грунтов и его влияние на фундаменты сооружений / В.О. Орлов, Ю.Д. Дубнов, Н.Д. Меренков. – Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1977. – 184 с.

Природно-климатические условия Российской Федерации обусловливают экономическую целесообразность использования в дорожном строительстве пучинистого грунта. Согласно нормативным документам, обоснованность его использования определяется расчетом дорожной конструкции на морозоустойчивость. В этом заключается принципиальное отличие отечественных норм от зарубежных, которые исключают возможность применения пучинистого грунта в дорожном строительстве.

Нормативный метод расчета дорожной конструкции на морозоустойчивость был разработан во второй половине прошлого века благодаря работам Н.А. Пузакова, М.Б. Корсунского и других отечественных ученых. За прошедший период эта методика не претерпела существенных изменений.

Материалы современных исследований в данной области позволяют предложить корректировку рекомендуемой нормами [1] методики расчета дорожной конструкции на морозоустойчивость с целью повышения ее точности и надежности. Эта корректировка включает:

1) исключение косвенных методов оценки пучинистых свойств грунта;

2) определение рачетной величины степени пучинистости грунта при условии его полного водонасыщения и исключения учета влияния на его величину различных факторов с помощью коэффициентов Kугв, Kпл, Kгр, Kнагр, Kвл.

Предложение по п. 1 обусловлено тем, что в дорожной отрасли из-за отсутствия стандартного лабораторного оборудования оценка пучинистых свойств грунта производится в основном косвенным методом, что допускается действующими нормами. Нами в работе [2] обосновывается, в том числе на конкретных примерах, что определение степени пучинистости грунта косвенным методом приводит к недопустимой в инженерной практике погрешности. Таким образом, надежность нормативного метода расчета оказывается не всегда обеспеченной.

Рассмотрим обоснование предложений, приведенных в пункте 2. В середине 90-х годов выходят работы д.т.н. В.И. Федорова [3, 4], где впервые показано, что обводненность грунта нарушенного природного строения не зависит от положения грунтовых вод.

Для Цитирования:
В. А. Шорин, Г. Л. Каган, И. А. Рахимова, А. Ю. Вельсовский, Сравнение результатов расчетов на морозоустойчивость дорожной конструкции по нормативной и предлагаемым методикам. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: