По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.41

Спустя год…

В.С. Тимошенко ГАРАНТ.РУ

В статье подводятся итоги первого года действия реформы обязательственного права. Эксперты жалуются на недостатки при формулировании законодателем ряда новых норм ГК РФ, которые повлияли на их применение на практике. В то же время они отмечают и ряд существенных улучшений.

Немногим более года прошло с момента вступления в силу Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ (далее – закон о поправках в ГК РФ), который внес заметные изменения в общие положения ГК РФ об обязательствах, а также дополнил инструментарий участников гражданского оборота новыми видами договоров и соглашений. В том числе появились новые для отечественного законодательства правовые конструкции и положения, такие как право кредитора требовать от должника уплаты процентов на сумму долга по денежному обязательству (ст. 317.1 ГК РФ). Кроме этого, было закреплено понятие об альтернативном и факультативном обязательствах (ст. 308.1-308.2 ГК РФ). Введено понятие опциона на заключение договора (ст. 429.2 ГК РФ). Также были закреплены многие, уже нашедшие свое применение на практике, но не урегулированные законом, правовые механизмы. В их числе был введен новый для российского законодательства институт астрента, который представляет собой присуждение кредитору денежной компенсации в случае неисполнения должником судебного акта (п. 1 ст. 308.3 ГК РФ). Заработал новый механизм возмещения потерь – приблизительный аналог института «indemnity», действующего в английском праве (ст. 406.1 ГК РФ). Напомним, эта норма дает возможность сторонам обязательства заключить соглашение об условиях возмещения потерь в случае возникновения предусмотренных таким соглашением обстоятельств. Урегулирован порядок проведения переговоров о заключении договора – теперь не допускается вступление в переговоры или их продолжение с недобросовестными целями, при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения (ст. 434.1 ГК РФ). А у предпринимателей появилась возможность заключения соглашений о возмещении имущественных потерь одной из сторон договора, не связанных с нарушением договорного обязательства (ст. 406.1 ГК РФ).

Кроме этого, были подвергнуты кардинальной переработке некоторые, широко применяемые на практике нормы. Так, в новой редакции ГК РФ были уточнены правила об одностороннем отказе от исполнения обязательства. В частности, стороне по обязательству, которая не осуществляет предпринимательскую деятельность, было предоставлено право отказаться от договора в одностороннем порядке (абз. 2 п. 2 ст. 310 ГК РФ).

Для Цитирования:
В.С. Тимошенко, Спустя год…. Юрисконсульт в строительстве. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала